Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "Майминский район" Осипова А.А. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым
исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
Возложена обязанность на администрацию МО "Кызыл-Озекское сельское поселение" организовать сбор, вывоз незаконно складированных в разработанном карьере отходов производства и потребления, расположенных возле "адрес" на ".." км. автодороги "адрес" - "адрес" слева от автодороги.
Возложена обязанность на администрацию МО "Майминский район" организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления после их вывоза с территории разработанного карьера, расположенного возле "адрес" на ".." км. автодороги "адрес" - "адрес" слева от автодороги.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Майминский район", администрации МО "Кызыл - Озекское сельское поселение" об обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления, незаконно складированных в разработанном карьере, расположенных возле "адрес" на ".." км автодороги "адрес"- "адрес" слева от автодороги. Иск мотивировал тем, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления на территории МО "Кызыл- Озекское сельское поселение" установлено, что органы местного самоуправления не принимают меры к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов с территории. Это ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие круга граждан и создает опасность в причинении вреда окружающей среде.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель администрации муниципального образования "Майминский район" Осипов А.А., в апелляционной жалобе просит решение отменить в части возложения обязанности на администрацию Майминского района по организации утилизации и переработки отходов. В обоснование жалобы указал, что судом не установлена фактическая бездеятельность администрации района по утилизации и переработке отходов, не представлены доказательства об этом, данная обязанность администрацией района будет исполнена только после сбора и вывоза мусора администрацией Кызыл-Озекского сельского поселения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя администрации муниципального образования "Майминский район" Осипова А.А., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прокурора Кулееву Л.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, в связи со следующим.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке возле "адрес" на ".." км автодороги "адрес"- "адрес" слева от автодороги обнаружены в разработанном карьере отходы производства и потребления. Данный земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится на территории Кызыл-Озекского сельского поселения, что подтверждается ответом начальника отдела земельных отношений администрации МО "Майминский район".
В судебном заседании из пояснений прокурора установлено, что по настоящее время работы по сбору и вывозу, утилизации и переработки отходов не производились.
Таким образом, установленные судом первой инстанции обстоятельства организованной несанкционированной свалки мусора на территории указанного земельного участка являются достаточными для вывода о бездействии ответчиков по соблюдению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами потребления, что может послужить угрозой санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о том, что судом не установлена фактическая бездеятельность администрации района по утилизации и переработке отходов, не представлены доказательства об этом, данная обязанность администрацией района будет исполнена только после сбора и вывоза мусора администрацией Кызыл-Озекского сельского поселения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку требование прокурора обязать органы местного самоуправления организовать сбор и вывоз бытовых отходов, их утилизацию и переработку не может расцениваться как вмешательство в их деятельность, так как данные требования прокурора направлены на реализацию этими органами полномочий, возложенных федеральным законом, и защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования "Майминский район" Осипова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий - Э.В.Ялбакова
Судьи - Е.А.Кокшарова, С.А.Шинжина
Копия верна: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.