Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
судей - Ялбаковой Э.В., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
с участием прокурора - Туденевой Я.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай Подзорова А.А. на решение Чойского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым
удовлетворены исковые требования прокурора Чойского района Республики Алтай.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Сурковой Б.Б. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2009-2010 годы, в сумме "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чойского района в интересах Сурковой Б.Б. обратился в суд с иском к администрации МО "Чойский район" и Министерству финансов Республики Алтай о возложении обязанности приобретения и доставки твердого топлива и взыскании денежных средств, связанных с приобретением твердого топлива за 2009-2010 годы. Исковые требования мотивированы тем, что истица является педагогическим работником, работающим в сельской местности, в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности. Согласно ст. 3 Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м общей площади жилого дома, согласно приложению к данному Закону. Согласно приложению к Закону Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ, норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв. м. общей площади жилого дома дровами для Чойского района составляет 0,319 куб.м. В нарушение ст. 3 Закона Республики Алтай N 78-РЗ от 07 июля 2008 года, педагогическим работникам в 2009, 2010 годах. Отделом труда и социального развития администрации МО "Чойский район" твердое топливо было предоставлено по 10 куб.м., из расчета 600 рублей за 1 куб.м., следовательно, меры социальной поддержки не оказывались в объеме заявленных требований. Истец от требований к Администрации МО "Чойский район" о возложении обязанности приобретения и доставки твердого топлива отказался.
Представитель Министерства финансов Республики Алтай Подзоров А.А. в возражении на исковое заявление просил суд отказать в иске, а также указал, что в соответствии с действующим законодательством право истицы на получение бесплатного жилья с отоплением и освещением должно финансироваться за счет средств Российской Федерации. Финансирование данной меры социальной поддержки не относится к расходным обязательствам Республики Алтай и не является полномочием органа власти субъекта РФ. Истица не является участником бюджетных правоотношений, следовательно, перечисление денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива не может быть произведено истице за счет казны Республики Алтай. Просил суд произвести замену ненадлежащего ответчика - Министерства финансов Республики Алтай надлежащим - Министерством финансов Российской Федерации.
Суд вынес решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции просит представитель Министерства финансов Республики Алтай Подзоров А.А., указывая, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Апеллянт, в подтверждение своих доводов, ссылается на абз. 3 п. 5 ст. 55 закона РФ N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании", согласно которому к полномочиям субъекта РФ финансирование за счет собственных средств не относятся расходы по предоставлению педагогическим работникам сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Доводы жалобы обоснованы ст.2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2006 года N 60-Г06-12. Судом не учтена правовая позиция Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 322-О-П. Взыскание с Минфина Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года, а также ст. 4 Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай". Субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки педагогических работников, не внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие финансовые годы бюджету Республики Алтай субвенции на предоставление указанных мер социальной поддержки не предусмотрены, в соответствии с ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, ст. ст. 84 и 85 БК РФ. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Однако Российской Федерацией денежные средства на данные цели не были предусмотрены и бюджетам субъектов Российской Федерации не перечислялись.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Туденеву Я.Н., полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционная коллегия находит решение Чойского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.
Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, общие принципы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 февраля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года N 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил, меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил, расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
Судом первой инстанции установлено, что Суркова Б.Б. является педагогическим работником, следовательно, она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением. В связи с непредставлением топлива в полном объеме в 2009-2010 годах, истица была вынуждена приобрести твердое топливо за свой счет.
Согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.
Статьей 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии со ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляться должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, судебная коллегия находит верным и основанным на нормах закона вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора Чойского района в интересах Сурковой Б.Б. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании сумм задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате твердого топлива за счет казны Республики Алтай.
Доводы апелляционной жалобы о неверном толковании абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не принятии во внимание правовой позиции Конституционного суда, изложенной в определении от 08 февраля 2007 года N 332-О-П, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из решения, суд первой инстанции, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как, согласно п. 1 ст. 85 БК РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай N 78-РЗ от 07 июля 2008 года "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", действующего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил закон, регулирующий правоотношения сторон, что привело к принятию законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чойского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Сурковой Б.Б. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2009-2010 годы, в сумме "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай Подзорова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий - М.В.Алексина
Судьи - Э.В. Ялбакова, Е.А. Кокшарова
Копия верна:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.