Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.
с участием прокурора - Туденевой Я.Н.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай Подзорова Р.Ю. на решение Чойского районного суда Республики Алтай от 14 февраля 2013 года, которым
удовлетворены исковые требования прокурора Чойского района Республики Алтай.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Каланчиди А.И. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2009-2010 годы, в сумме "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чойского района Республики Алтай в интересах Каланчиди А.И. обратился в суд с иском к Администрации МО "Чойский район" и Министерству финансов Республики Алтай о возложении обязанности приобретения и доставки твердого топлива и взыскании денежных средств, связанных с приобретением твердого топлива за 2009-2010 годы, мотивировав их тем, что истец является педагогическим работником, работающим в сельской местности, в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности. Согласно ст. 3 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома согласно приложению к данному Закону. Согласно приложению к Закону Республики Алтай от 07.07.2008 года N 78-РЗ норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома дровами для Чойского района составляет 0,319 куб.м. В нарушение ст. 3 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года N 78-РЗ педагогическим работникам в 2009, 2010 годы Отделом труда и социального развития Администрации МО "Чойский район" твердое топливо было предоставлено по 10 куб.м. из расчета "данные изъяты" рублей за 1 куб.м., следовательно, меры социальной поддержки не оказывались в объеме заявленных требований.
Определением суда от 14.02.2013 года прекращено производство по делу по иску прокурора Чойского района Республики Алтай в интересах Каланчиди А.И. к Администрации МО "Чойский район" и Министерству финансов Республики Алтай о возложении обязанности приобретения и доставки твердого топлива и взыскании денежных средств, связанных с приобретением твердого топлива за 2009-2010 годы, в связи с отказом прокурора Чойского района от требований к Администрации МО "Чойский район".
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Министерства финансов Республики Алтай Подзоров Р.Ю., указывая, что суд неправильно истолковал абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении от 08.02.2007 года N 322-О-П, и Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 21.06.2006 года N 60-Г06-12. Взыскание с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного закона осуществляется за счет средств бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Однако Российской Федерацией денежные средства на данные цели не были предусмотрены и бюджетам субъектов Российской Федерации не перечислялись.
Выслушав, прокурора Туденеву Я.Н., возражавшую относительно возможности ее удовлетворения, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.
Согласно п.п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, общие принципы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.02.1992 года N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 06.05.2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из преамбулы Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" следует, что настоящий Закон в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в целях формирования межбюджетных отношений устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в части освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м., общей площади жилого дома, согласно приложению (п. 2 ст. 3 Закона РА N 78-РЗ). Из приложения к данному Закону следует, что норматив потребности для отопления 1 кв.м. жилья по Майминскому району Республики Алтай составляет "данные изъяты" куб.м. дров.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10.06.2009 года N 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
Судом первой инстанции установлено, что Каланчиди А.И. работает в МОУ ДОД "Чойский центр дополнительного образования детей" в должности преподавателя с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой, проживает по адресу: "адрес", общая площадь жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, составляет "данные изъяты" кв.м., о чем имеется запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ года N N.
В 2009-2010 годах истцу недопоставлено твердое топливо в виде дров в количестве "данные изъяты" куб.м. ( "данные изъяты" куб.м. ( "данные изъяты" кв.м. х 0,319 - норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв.м. общей площади жилого помещения) х 2 (количество лет, за которое недопоставлено твердое топливо) на сумму "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, с учетом доставки.
В связи с непредоставлением норматива твердого топлива истец вынуждена была самостоятельно приобретать дрова за свой счет, о чем свидетельствуют закупочный акт за 2009 год от ДД.ММ.ГГГГ года на сумму "данные изъяты" рублей по цене "данные изъяты" рублей за 1 куб.м. и за 2010 год от ДД.ММ.ГГГГ года на сумму "данные изъяты" рублей по цене "данные изъяты" рублей за 1 куб.м., на общую сумму "данные изъяты" рублей за "данные изъяты" куб.м. дров.
Согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.
В ст. 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляться должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, апелляционная коллегия находит правильным, основанным на нормах закона вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора Чойского района Республики Алтай в интересах Каланчиди А.И. к Министерству финансов Республики Алтай о возложении обязанности приобретения и доставки твердого топлива и взыскании денежных средств, связанных с приобретением твердого топлива за 2009-2010 годы.
Доводы апелляционной жалобы о неверном толковании судом абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" апелляционная коллегия находит несостоятельными ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из решения, суд, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как согласно п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай от 07.07.2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", действующего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 года N 377.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чойского районного суда Республики Алтай от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай Подзорова Р.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий - Э.В. Ялбакова
Судьи - Е.А. Кокшарова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.