Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Сарбашева В.Б., Черткова С.Н.,
при секретаре - Каршенинниковой Е.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" М.Г.Р. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым
оставлено без удовлетворения заявление Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" в лице главного врача М.Г.Р. о признании предписания главного государственного инспектора Л.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, незаконным.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Главный врач БУЗ Республики Алтай "Кожно-неврологический диспансер" М.Г.Р. обратилась в суд с заявлением о признании предписания главного государственного инспектора Л.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, мотивировав его тем, что БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" является бюджетным учреждением и подведомственно Министерству здравоохранения Республики Алтай. Указанным министерством издан Приказ от 26.10.2012 года N 202 "О внесении изменений в Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Алтай, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 27.12.2011 года N 201". Данный приказ издан во исполнение Постановления Правительства Республики Алтай от 01.10.2012 года N 254 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Алтай от 05.11.2008 года N 252". Указанный проект не содержит буквального указания на увеличение окладов работникам учреждений на 6%. Во исполнение указанного приказа БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" издало приказ от 31.10.2012 года N 86-од "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер". На основании обращений работников учреждения, Государственной инспекцией труда была проведена проверка в БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер", по результатам которой главным инспектором Л.В.А. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с нарушениями требований распоряжения Правительства РФ от 11.09.2012 года N1667-р учреждением об увеличении оплаты труда работников на 6%.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласилась главный врач БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" М.Г.Р., в жалобе указывает, что Министерством здравоохранения Республики Алтай изданы приказы от 26.10.2012 года N 202 "О внесении изменений в Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Алтай, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 27.12.2011 года N 201" и от 01.11.2012 года N 208 "О приведении нормативных правовых актов об оплате труда государственных учреждений здравоохранения Республики Алтай, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай, в соответствие с приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 27.12.2011 года". Данные приказы не содержат буквального указания на увеличение окладов работникам учреждений на 6%. Усматривая необходимость исполнения названных приказов БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" издал приказ от 31.10.2012 года N 86-од "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай "Кожно-венерологического диспансера" по аналогии с приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 26.10.2012 года N202. По итогам 2012 года Государственной инспекцией труда в Республике Алтай и прокуратурой не выявлено фактов нарушения в БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" нарушений трудового законодательства, в связи с чем обжалуемое предписание незаконно, проверка проведена в отсутствие оснований к ее проведению, установленных ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на заработную плату за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Аналогичная норма заложена в ст. 133 ТК РФ, согласно которой месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, зарплата включает в себя три составляющие: оклад (должностной оклад), стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты.
Статьей 134 ТК РФ установлено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу положений ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2012 года N 1667-р "О принятии мер федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, и главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2012 года оплаты труда работников указанных учреждений" федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета постановлено принять меры по увеличению с 1 октября 2012 г. на 6 процентов обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда.
В целях индексации заработной платы работников государственных органов Республики Алтай, оплата труда которых осуществляется в соответствии с новыми системами оплаты труда, работников государственных учреждений Республики Алтай с 01.10.2012 года на 6 процентов Правительством Республики Алтай 01.10.2012 года принято Постановление "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 5 ноября 2008 года N 252" N 254.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Алтай от 26.10.2012 года N202 "О внесении изменений в Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Алтай, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 27 декабря 2011 года N 201" утверждены рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов) работников государственных учреждений здравоохранения Республики Алтай, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай.
Из приказа Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.11.2012 года N208 "О приведении нормативных правовых актов об оплате труда государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай, в соответствие с приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 27 декабря 2011 года N201" усматривается, что руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай приказано установить размеры окладов работников, на основе отнесения занимаемы ими должностей к ПКГ, с учетом обеспечения финансовыми средствами, но не ниже рекомендуемых минимальных окладов.
Приказом главного врача БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" от 31.10.2012 года N86-од "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай "Кожно-венерологического диспансера" приказано привести в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Республики Алтай и утвердить Положение об оплате труда работников бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" в новой редакции.
Между тем, предписанием главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Л.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ N на главного врача БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, во исполнение Постановления Правительства республики Алтай от 01.10.2012 года N254 увеличить на 6 процентов оклады работникам БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" с 01 октября 2012 года.
Оставляя без удовлетворения заявление БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" в лице главного врача М.Г.Р. о признании предписания главного государственного инспектора Л.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" не выполнены требования Распоряжения Правительства РФ от 11.09.2012 года N 1667-р "О принятии мер федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, и главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2012 года оплаты труда работников указанных учреждений".
Апелляционная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку находит его основанным на материалах гражданского дела, правильном определении правоотношений сторон и закона, подлежащего применению, а также обстоятельств, имеющих значение для дела, оценка которым дана судом с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
Так, из Положения об оплате труда работников БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер", утвержденного приказом главного врача БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" М.Г.Р. (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что размер окладов по профессиональным квалификационным группам работникам БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" уменьшился.
Также апелляционная коллегия считает верным оспариваемое решение суда в части отказа в удовлетворении заявления главного врача М.Г.Р. по причине пропуска ею срока для обжалования вышеуказанного предписания главного государственного инспектора труда Л.В.А.
В соответствии с ч. 2 ст. 357 ТК РФ предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Данный срок является специальным, по сравнению с ч. 1 ст. 256 ТК РФ и подлежит применению судом при рассмотрении дел по заявлениям об оспаривании предписаний государственных инспекторов труда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в ч. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок. Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Учитывая, что оспариваемое предписание главного государственного инспектора Л.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ N получено главным врачом БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" М.Г.Р. в этот же день, а жалоба на данное предписание поступила в суд только ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции правомерно применил положения ч. 2 ст. 237 ТК РФ и пришел к выводу о том, что заявителем пропущен срок для обжалования вышеуказанного предписания государственного инспектора труда.
В силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений, суд обязан проверять соблюдение заявителем срока обращения в суд, учитывая, что причины пропуска могут выясняться в предварительном судебном заседании и пропуск таких сроков без уважительных причин может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции проверил причины пропуска заявителем этого срока, однако уважительных причин пропуска срока суд обоснованно не установил.
Довод жалобы о незаконности предписания, в связи с отсутствием оснований к проведению проверки, установленных ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не может служить основанием к отмене оспариваемого судебного постановления, так как внеплановая, документарная проверка БУЗ Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" проведена на основании распоряжения на проверку от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного руководителем Государственной инспекции труда - главным государственным инспектором труда в Республике Алтай К.С.Л., доказательств в обоснование незаконности которого суду заявителем не представлено.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалоб не содержат правовых оснований к отмене оспариваемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай "Кожно-венерологический диспансер" М.Г.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Солопова
Судьи В.Б. Сарбашев
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.