Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф.
судей: Гаиткуловой Ф.С.
Смирновой О.В.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Латыповой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Башкортостан ... на решение Благоварского районного суда Республики Башкортостан от 14 марта 2013 года, которым постановлено:
признать бесхозяйным скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района адрес РБ, расположенный по адресу: ... на расстоянии ... м. в северном направлении от населенного пункта д. адрес.
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного в ... на расстоянии ... м. в северном направлении от населенного пункта д. Агарды Благоварского района РБ.
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный в ... на расстоянии ... м. в северном направлении от населенного пункта д. адрес в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от дата N 13-7-2/469.
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Благоварского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился иском к Правительству Республики Башкортостан о признании бесхозным скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Благоварский район РБ, обязании принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обустроить скотомогильник. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Благоварский район РБ расположен один действующий скотомогильник. Скотомогильник (N 3 ветсанкарточки) расположен на расстоянии ... м. в северном направлении от населенного пункта ... Скотомогильник находится на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Благоварский район РБ. В нарушение п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного инспектора РФ от дата N ... территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее ... метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной ... - ... метра и шириной не менее ... метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте ... метра длиной ... метров и шириной ... метра не оборудован. Согласно ч. 3 ст.12 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Однако в нарушение требований законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района адрес, отсутствует. Не определен балансодержатель, ответственный за состояние скотомогильника Скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района адрес адрес, фактически является бесхозяйным, порядок использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. По мнению прокурора, ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимо для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан. Бездействие Правительства Республики Башкортостан по не постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия. Просит признать бесхозным скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Благоварский ран РБ, по адресу: ... на расстоянии ... м. в северном направлении от населенного пункта д. адрес адрес; обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного в ... на расстоянии ... м. в северном направлении от населенного пункта адрес; обязать обустроить скотомогильник, расположенный в д. Агарды на расстоянии ... м. в северном направлении от населенного пункта адрес в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от дата N ... , а именно огородить глухим забором высотой не менее ... метров с выездными воротами на территорию скотомогильника, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной ... - ... м. и шириной не менее ... м. навес длиной ... м. шириной ... м. рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Республики Башкортостан ... просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ при нахождении скотомогильника на территории земель лесного фонда, они должны быть отнесены к федеральной собственности. В силу ст. 225 ГПК РФ бесхозяйная вещь может быть обращена только в муниципальную собственность и только по решению суда после истечения 1 года со дня постановки на учет в регистрационном органе, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, скотомогильники должны быть обращены в муниципальную собственность.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора ... , возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории сельского поселения скотомогильника и не возлагает на исполнительные органы самоуправления обязанности по созданию таких объектов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления не передавались.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения прокуратурой адрес Республики Башкортостан установлено, что на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в ... на расстоянии ... м. в северном направлении от данного населенного пункта расположен 1 действующий скотомогильник.
В нарушение п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Постановлением Главного государственного ветеринарного инспектора РФ от дата N 13-7-2/469, территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее ... метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной ... - ... метра и шириной не менее ... метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте ... метра, длиной 6 метров и шириной ... метра не оборудован.
В нарушении требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, отсутствует.
Согласно информации Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по адрес Республики Башкортостан от дата N ... , на территории муниципального района адрес Республики Башкортостан скотомогильники, расположенные в близи населенного пункта ... сельсовета на дата за сельскими поселениями не зарегистрированы.
Вследствие бесхозности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества.
По мнению судебной коллегии, данным бездействием нарушаются права граждан, гарантированные национальным и международным правом, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования.
Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку скотомогильник (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных никак не отнесено к вопросам местного значения уровня поселений и муниципальных районов.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Довод апелляционной жалобы представителя Министерства финансов Республики Башкортостан о том, что бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы) должны быть обращены в муниципальную собственность, является необоснованным, поскольку Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от дата N N ... , осуществляет права собственности земельных ресурсов и государственного учета имущества, принадлежащего адрес, и ведет Реестр госимущества Республики Башкортостан, исполняет возложенные на указанное Министерство функции в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Башкортостан, которое в соответствии со ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Башкортостан в соответствии с законами Республики Башкортостан, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благоварского районного суда Республики Башкортостан от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Республики Башкортостан ... - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи Ф.С. Гаиткулова
О.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.