Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Смирновой О.В.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре Латыповой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Башкортостан Игтамгалиной Л.З. на решение Благоварского районного суда Республики Башкортостан от 14 марта 2013 года, которым постановлено:
признать бесхозяйными скотомогильники, расположенные на территории адрес
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных: адрес
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильники, расположенные адрес в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и Ветеринарно-Санитарньгх правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Благоварского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о признании бесхозными скотомогильники, возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обустройству скотомогильников.
В обоснование исковых требований указав, что прокурорской проверкой установлено: на территории адрес, в нарушение п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного инспектора РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469 территория скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанным объектам осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Однако в нарушение требований законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник расположенный на территории сельского поселения Алексеевский сельсовет муниципального района Благоварский район РБ, отсутствует. Вследствие бесхозности скотомогильников - не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно. Скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения Алексеевский сельсовет муниципального района Благоварский район РБ, фактически является бесхозным, порядок использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимо для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан. Существование на территории поселения скотомогильников в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей. Бездействие Правительства Республики Башкортостан по не постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильников в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Просил признать бесхозяйными скотомогильники, расположенные на территории адрес; обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных: адрес; обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильники, расположенные адрес в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и Ветеринарно-Санитарньгх правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, а именно огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. навес длиной 6 м. шириной 3 м. рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства финансов Республики Башкортостан Игтисамова Л.З. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы) должны находиться в муниципальной собственности. В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки относятся к федеральной собственности, в случае нахождения скотомогильников на данных участках, они должны относиться к федеральной собственности.
Заслушав объяснения прокурора Сафина А.Р., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории сельского поселения скотомогильника и не возлагает на исполнительные органы самоуправления обязанности по созданию таких объектов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления не передавались.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Материалами дела установлено, что
имеющееся на территории адрес места захоронения биологических отходов на балансе муниципального района адрес не состоят и скотомогильники, расположенные вблизи населенных пунктов на территории адрес за сельскими поселениями не зарегистрированы.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на территории адрес.
В нарушение п.п.5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995г. N 13-7-2/469, территория скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки.
В нарушении требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение на указанные скотомогильники отсутствует.
Согласно информации Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по адрес от 16 октября 2012 года N629, на территории муниципального района адрес скотомогильники, расположенные: в адрес, на дата за сельскими поселениями не зарегистрированы.
Вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества.
Возлагая на Правительство РБ обязанность по устранению нарушений требований природоохранного и ветеринарного законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что надлежащее обустройство и содержание скотомогильников является составляющей мерой по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных, и обязанность по содержанию скотомогильников, согласно требований закона, возлагается на исполнительную власть субъекта Российской Федерации - Правительство Республики Башкортостан.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным, соответствует действующему законодательству и подтверждается материалами дела.
По мнению судебной коллегии, бездействием ответчика нарушаются права граждан, гарантированные национальным и международным правом, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования.
Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку скотомогильник (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных не отнесено к вопросам местного значения уровня поселений и муниципальных районов.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность, имеющегося на территории муниципального образования, бесхозяйного места захоронения биологических отходов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Довод апелляционной жалобы о том, что бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы) должны быть обращены в муниципальную собственность, является необоснованным, поскольку Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 12 июля 2007 года N УП-335, осуществляет права собственности земельных ресурсов и государственного учета имущества, принадлежащего Республике Башкортостан, и ведет реестр госимущества Республики Башкортостан, исполняет возложенные на указанное Министерство функции в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Башкортостан, которое в соответствии со ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Башкортостан в соответствии с законами Республики Башкортостан, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благоварского районного суда Республики Башкортостан от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Республики Башкортостан Игтисамовой Л.З. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи Ф.С. Гаиткулова
О.В. Смирнова
Справка: судья Белорусова Г.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.