Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
судей: Сафина Ф.Ф.,
Якуповой Н.Н.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре Арутюнянц К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. на заочное решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
исковые требования прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан к Правительству Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать бесхозными скотомогильники, расположенные на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан.
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан.
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить данные бесхозные скотомогильники, расположенные на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Альшеевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильников, возложении обязанности по обустройству скотомогильников, указав, что прокуратурой Альшеевского района Республики Башкортостан во исполнение приказа Генерального прокурора РФ N 195 от 07 декабря 2007 года и по заданию прокуратуры Республики Башкортостан, проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории Альшеевского района Республики Башкортостан расположены ... скотомогильников, не имеющих собственника, а именно: "адрес".
На территориях вышеуказанных скотомогильников, расположенных на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, в нарушении п.п. 5.6, 5.8, 6.2. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, с внутренней стороны заборов отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанным объектам осуществляется свободно. Навес над ямами на высоте 2.5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Кроме того, имеются и иные нарушения действующего законодательства.
Вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому исполнение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно.
Определением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от "дата" администрации сельских поселений Абдрашитовского, Аксеновского, Кызыльского, Зеленоклиновского, Кипчак-Аскаровского, Кармышевского, Нигматуллинского, Мендяновского, Нижнеаврюзовского, Шафрановского, Казанского, Ташлинского, Трунтаишевского, Чебенлинского, Воздвиженского, Гайниямакского муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан на территории которых расположены скотомогильники, привлечены в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель министра финансов Республики Башкортостан Истамгалина Л.З. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При нахождении скотомогильника на территории земель лесного фонда, они должны быть отнесены к федеральной собственности. В силу ст. 225 ГПК РФ бесхозяйная вещь может быть обращена только в муниципальную собственность и только по решению суда после истечения 1 года со дня постановки на учет в регистрационном органе, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, в силу чего скотомогильники должны быть обращены в муниципальную собственность.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Минфина Р.Б. по доверенности Хазимуратова М.В., выслушав прокурора Муратову Е.М., Судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-Ф3) и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Учитывая изложенное, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Закон N 131-ФЗ не предусматривает.
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года N 13-7-2/469 (далее - Правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Судом установлено, что существующие на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, места захоронения биологических отходов ни на чьем балансе не состоят, фактически являются бесхозяйными, порядок их использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона N 131-ФЗ, для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации муниципального образования не передавались.
Таким образом, вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Следовательно, правомерным является вывод суда о том, что надлежащее обустройство и содержание скотомогильников является составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а значит, обязанность по его содержанию возлагается на исполнительную власть субъекта Российской Федерации - Правительство Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил иск прокурора.
Довод апелляционной жалобы о том, что скотомогильники (биотермические ямы) должны быть обращены в муниципальную собственность основан на ошибочном толковании действующего законодательства.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права жалоба не содержит, доводы сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у Судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена. Выводы суда согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определениях N 32-В09-19 от 10.02.2010 года, N 32-В10-5 от 14.04.2010 года, N 59-В11-9 от 26.10.2011 года.
Вместе с тем, в резолютивной части решения суд не указал конкретно какие скотомогильники признаны бесхозными, по которым Правительство Республики Башкортостан должно принять меры по постановке на учет и их обустройству, тем самым постановив по существу неисполнимое решение.
Поэтому, Судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, указав местонахождение скотомогильников.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от "дата" изменить, изложив в следующей редакции:
Признать бесхозными ... скотомогильников на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, расположенных: "адрес".
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет указанных скотомогильников и обустройству их в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В остальном то же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя министра финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Козлова
Судьи Ф.Ф. Сафин
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.