Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.
судей Демяненко О.В.
Кривцовой О.Ю.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Муртазине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Ермекеевского районного суда Республики Башкортостан от 05 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокуратуры Ермекеевского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника удовлетворить.
Признать бесхозяйным скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан по адресу: на расстоянии менее N ... м. от жилых домов села адрес, адрес м. от фермы, адрес м. от пастбища, адрес м. от водоема, на возвышенности, которым пользуется население адрес и ООО " адрес".
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного: на расстоянии менее N ... м. от жилых домов села адрес, адрес м. от фермы, адрес м. от пастбища, адрес м. от водоема, на возвышенности, которым пользуется население адрес и ООО " адрес".
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный: на расстоянии менее N ... м. от жилых домов села адрес, адрес м. от фермы, адрес м. от пастбища, адрес м. от водоема, на возвышенности, которым пользуется население адрес и ООО " адрес", в соответствии с требованиями Закона PФ "О ветеринарии" и п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995г. N13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее N ... метров, установить на воротах замки, горловину биотермической ямы обустроить герметичной крышкой, устроить над ямой на высоте N ... метра навес длиной N ... метров и шириной N ... метра, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфекционных средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ермекеевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству РБ о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника, указывая, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что на территории сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес РБ имеется скотомогильник, который расположен на расстоянии менее N ... м. от жилых домов села адрес, N ... м. от фермы, N ... м. от пастбища, N ... м. от водоема, на возвышенности, которым пользуется население адрес и ООО " адрес".
Вышеуказанный скотомогильник, который находится на территории сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, в нарушение п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995г. N13-7-2/469, не огорожен глухим забором, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8 - l,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован, нет стола для вскрытия трупов, ворота не запираются, нет помещения хранения дезинфекционных средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Не соответствует размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм менее 500 метров, горловина биотермический ямы не обустроена герметичной крышкой. В нарушение Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес РБ, отсутствует. Вследствие бесхозности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и в связи с этим соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно. Скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес РБ, фактически является бесхозным, порядок использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, возлагается на правительство Республики Башкортостан.
Прокурор Ермекеевского района РБ просил: признать бесхозным скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес РБ по адресу: на расстоянии менее N ... м. от жилых домов села адрес, N ... м. от фермы, N ... м. от пастбища, N ... м. от водоема, на возвышенности, которым пользуется население адрес и ООО " адрес"; обязать правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника; обязать обустроить скотомогильник, расположенный: на расстоянии менее N ... м. от жилых домов села адрес, N ... м. от фермы, N ... м. от пастбища, N ... м. от водоема, на возвышенности, которым пользуется население адрес и ООО " адрес", в соответствии с требованиями закона РФ "О ветеринарии" и п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995г. N13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах замки, горловину биотермической ямы обустроить герметичной крышкой, устроить над ямой на высоте 2,5 метра навес длиной 6 метров и шириной 3 метра, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфекционных средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что бесхозяйные скотомогильники согласно гражданскому законодательству должны быть обращены в муниципальную собственность. Таким образом, судом не применен закон, подлежащий применению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор С.А.Р. просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения, как постановленного с учетом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебном решении", решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5, 6 ФЗ РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии на селения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 26.3 п. 2 подп. 49 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 данного Федерального Закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года N 2284 приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Следовательно, вопросы создания скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6.10.2003 года N 131-ФЗ не предусматривает.
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ, названного выше, в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно, п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Судом установлено, что у скотомогильника, расположенного: на расстоянии менее N ... м. от жилых домов села адрес, N ... м. от фермы, N ... м. от пастбища, N ... м. от водоема, на возвышенности, которым пользуется население адрес и ООО " адрес", отсутствуют правопритязания, что следует из представленного Министерством экономического развития уведомления от дата за N ... об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
Согласно представленного заявления от третьего лица - в лице главы Администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес РБ, в удовлетворении указанного искового заявления прокурора адрес, не возражает.
Следовательно, спорный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, однако действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования бесхозяйных скотомогильников.
Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
В соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденными 04.12.1995 N 13-7-2/469 (Правил утилизации), территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост (п.5.6).
Согласно п. 5.8. Правил утилизации, над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Из проведенной прокуратурой Ермекеевского района РБ проверки следует, что скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, не соответствует требованиям, а именно п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Постановлением Главного государственного ветеринарного инспектора РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469. Территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Нет стола для вскрытия трупов, ворота не запираются. Нет помещения для хранения дезинфекционных средств, инвентаря. Не соответствует размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (менее 500 метров), горловина биотермической ямы не обустроена герметичной крышкой.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что требования закона Правительством Республики Башкортостан не выполняются, меры по оборудованию и содержанию скотомогильника не принимаются.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о бездействии Правительства Республики Башкортостан, выразившемся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегосяна территории сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан.
По мнению судебной коллегии, данным бездействием нарушаются не только действующее законодательство, приведенное выше, но и права граждан, гарантированные национальным и международным правом, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования, количество которого непостоянно, то есть права неопределенного круга лиц.
Между тем, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой.
Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Скотомогильники (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных никак не отнесено к вопросам местного значения уровня поселений и муниципальных районов. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Скотомогильники не могут быть бесхозяйными, поэтому в пункте 6.1 Правил определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности.
Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на скотомогильник, который не имеет собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 225 ГК РФ допускает в случае признания имущества бесхозяйным в последующем признание бесхозяйной вещи муниципальной собственностью, между тем возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления ФЗ от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции об удовлетворении требования прокурора о признании бесхозяйным скотомогильника, обязании Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет, обустройстве бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного на расстоянии менее N ... м. от жилых домов села адрес, N ... м. от фермы, N ... м. от пастбища, N ... м. от водоема, на возвышенности, которым пользуется население адрес и ООО " адрес".
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы) должны быть обращены в муниципальную собственность, является необоснованной, поскольку нормы Федерального закона N 184-ФЗ от дата "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают непосредственную передачу бесхозяйных объектов недвижимости (скотомогильников) в муниципальную собственность и не дают право обязывать муниципальные образования на создание скотомогильников (биотермических ям) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ермекеевского районного суда Республики Башкортостан от 05 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий А.А.Гизатуллин
Судьи О.В.Демяненко
О.Ю. Кривцова
Справка: судья Б.М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.