Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова А.М., рассмотрев жалобу старшего уполномоченного по ОВД ОАР Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы Ибрагимова М.Т. на постановление Ленинского районного суда г.Махачкала от 25 апреля 2013 года в отношении Шапиева Х. К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 25 апреля 2013 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шапиева Х. К. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением представителем Дагестанской таможни в Верховный суд Республики Дагестан подана жалоба об отмене постановления суда и возвращении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что вывод судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы о том, что прекращение с 1 января 2013 года обязанности декларирования автомобиля, ввезенного в Российскую Федерацию из Республики Беларусь в 2012 году и уплаты таможенных платежей в бюджет Российской Федерации, исключает в деянии Шапиева Х.К. состав административного правонарушения на момент его совершения, не соответствует требованиям КоАП РФ. Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" установлена обязанность по соблюдению требований таможенного законодательства Таможенного союза, которая Шапиевым Х.К. не была исполнена, в связи с чем в отношении него правомерно было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Административная ответственность за указанные деяния установлена законом - КоАП РФ (ст. 16.2 ч. 1), который на момент принятия судом решения по делу не отменен и действует, в связи с чем освобождение Шапиева Х.К. от административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 1.7 и пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, противоречит нормам материального и процессуального права.
В Верховном суде Республики Дагестан представитель Дагестанской таможни Магомедов Р.М. поддержал жалобу Дагестанской таможни и просил удовлетворить её по основаниям, приведённым в жалобе.
Шапиев Х.К. в Верховном суде РД просил оставить жалобу Дагестанской таможни без удовлетворения, а постановление суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения сторон, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.
Согласно статье 1.1 КоАП РФ порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется этим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из этого следует, что в случае смягчения после совершения административного правонарушения и вынесения постановления об административном правонарушении правовых норм, которые учитывались при принятии решения о привлечения лица к административной ответственности, подобные нормы подлежат применению при условии, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из материалов дела усматривается, что в результате совместно проводимых оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками МВД и Дагестанской таможни 25 марта 2012 года задержано транспортное средство марки "БМВ", 2007 года выпуска, VIN- N за г/н N, которое являлось иностранным товаром и не прошло декларирование в таможенном органе Российской Федерации, а также отсутствовала уплата таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
Как установлено протоколом об административном правонарушении N от 06 августа 2012 года, автомашина марки "БМВ", года выпуска, VIN- N за г/н N ввезена на территорию Республики Беларусь в мае 2011 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к настоящему Соглашению, в Российской Федерации признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению, или до 1 января 2013 года.
Учитывая, что автомобиль был ввезен на территорию Республики Беларусь в мае 2011 года, в период действия режима временного изъятия, при его ввозе на территорию России предусматривается уплата таможенных платежей, сумма которой составляет разницу между уплаченными в Белоруссии и подлежащими уплате в России. Исходя из статьи 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран на территорию Беларуси, в Российской Федерации считаются иностранными до тех пор, пока в отношении их не будут уплачены таможенные пошлины, налоги по ставкам, указанным в Приложении 5 к данному Соглашению, или до 1 января 2013 года, когда будет снято данное ограничение по признанию за таким транспортным средством статуса выпущенного в свободное обращение.
Таким образом, указанным Соглашением установлено, что с 1 января 2013 года автомобили, ввезенные на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь признаются в Российской Федерации товарами таможенного союза независимо от факта уплаты в бюджет Российской Федерации таможенных пошлин, налогов, необходимость таможенного декларирования в таможенных органах Российской Федерации таких автомобилей и уплаты таможенных пошлин и налогов исключается.
Следовательно, применительно к действующим в настоящее время правовым нормам, перемещавшийся гражданином Российской Федерации Шапиевым Х.К. автомобиль не подлежит обязательному декларированию.
Поскольку указанная правовая норма отменяет административную ответственность Шапиева Х.К. по сравнению с той правовой регламентацией порядка перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, которая существовала на момент совершения им административного правонарушения, судьей районного суда правильно сделан вывод о необходимости применения к данным правоотношениям положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана правильная оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 25 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в отношении Шапиева Х. К. оставить без изменения, жалобу старшего уполномоченного по ОВД ОАР Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы Ибрагимова М.Т. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А.М. Магомедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.