Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.
судей Басангова Н.А. и Цакировой О.В.
при секретаре Озаевой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тазаева Очира Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене приказа о снижении размера премии, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца Тазаева О.В. на решение Элистинского городского суда РК от 7 февраля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия Гречко В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Тазаев О.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее УФСИН по РК) о признании незаконным и отмене приказа о снижении размера премии, взыскании заработной платы в виде части премии и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, в уголовно-исполнительной системе по Республике Калмыкия он работает с 13 июля 1994 года. С 26 мая 2005 года работает в должности старшего оперативного дежурного дежурной службы УФСИН РФ по РК, дисциплинарных взысканий не имеет. Приказом начальника УФСИН России по РК N 490-лс от 12 декабря 2012 года ему снижена премия за 4 квартал 2012 года до 35 % за упущения по службе. Считает приказ незаконным и необоснованным, так как он не содержит четкого обоснования его вынесения, носит информативный характер, из его содержания неясно, привлечен ли он к дисциплинарной ответственности или нет. По факту нарушения служебной дисциплины объяснение не отбиралось, служебная проверка не проводилась, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности не издавался. Неправомерные действия ответчика о снижении премии причинили ему переживания и нравственные страдания, поскольку на иждивении у него находятся двое детей школьного возраста, а получаемая им заработная плата является единственным источником существования семьи. Просит признать незаконным и отменить с момента его издания приказ начальника УФСИН России по РК в части снижения ему премии за 4 квартал 2012 года до 35 %, взыскать с ответчика в его пользу заработную плату в виде задолженности по выплате части премии за 4 квартал 2012 года в сумме *** и компенсацию морального вреда в размере *** руб.
В судебном заседании истец Тазаев О.В. поддержал заявленные требования.
Представители ответчика УФСИН России по РК Крылов Э.И., Гречко В.В. иск не признали, пояснив, что порядок оплаты труда и премирования сотрудников уголовно-исполнительной системы определен и регулируются Федеральным законом РФ от 30 июня N78 "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам ... ", Положением о выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам органам внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003 года N33, приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2006 года N376 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы", приказом ФСИН России от 27 апреля 2005 года N315 "О дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы" и локальным нормативным актом - положением о порядке выплаты премии". Премия является стимулом за внесенный вклад сотрудником на своем рабочем месте, право принятия решения по оценке вклада принадлежит работодателю. Лишение или уменьшение размера премии конкретному сотруднику также является правом руководителя. При определении размера премии учитываются добросовестное и инициативное выполнение служебных обязанностей и отношение к труду, а также личный вклад в работу отдела, управления. В период инспектирования в октябре 2012 года Тазаев О.В., проигнорировав требования приказа начальника Управления об организации служебно-боевой подготовки в части ведения служебной тетради и представления ее на проверку начальникам отделов и в ОК и РЛС Управления, не выполнил возложенные на него должностные обязанности в части профессионального обучения. Считают, что истцом допущено ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, вследствие чего снижение размера премии Тазаеву О.В. правомерно. Требования о компенсации морального вреда необоснованны, так как истец не указал, в чем заключаются нравственные страдания и причинно-следственную связь между действиями ответчика и страданиями истца.
Решением Элистинского городского суда РК от 7 февраля 2013 года исковые требования Тазаева Очира Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене приказа о снижении размера премии, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда оставлены без удовлтворения.
В апелляционной жалобе истец Тазаев О.В. просит решение суда отменить ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новое решение об удовлетворении иска. Считает, что основание, по которому ему снижена премия, не предусмотрено Положением о порядке выплаты премии, утвержденным приказом УФСИН РФ по РК от 27 апреля 2012 года N 186. Суд не установил, какие конкретно нарушения подразумеваются под упущением в работе, и каким нормативно-правовым актом регламентируется перечень данных нарушений. В соответствии со статьями 22, 192,193 работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, при наличии проступка работодатель обязан затребовать у работника письменное объяснение. Свой профессиональный уровень он поддерживает путем самоподготовки. Данных о непосещении им занятий не имеется, соответственно объяснений по этому поводу у него никто не истребовал.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Гречко В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
В силу п. 8 указанной статьи дополнительные выплаты сотрудникам состоят и из премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год.
Пункт 1.2. Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН РФ от 27 апреля 2005 года N 315 (действовавшей на момент возникновения правоотношений и утратившей силу с 1 января 2013 года) предусматривал, что премия за образцовое исполнение служебных обязанностей выплачивается сотрудникам на условиях, установленных Положением о порядке выплаты премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 33.
Между тем, Положение о порядке выплаты премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 33 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30 января 2012 года N60, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
С учетом изложенного, ссылка ответчика на пункт 1.2. Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН РФ от 27 апреля 2005 года N 315, а также на Положение о порядке выплаты премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 33 является неправомерной.
Согласно действовавшему на период возникновения спорных правоотношений и действующему и в настоящее время Положению о премировании работников органов уголовно-исполнительной системы, утвержденном Приказом Министерства юстиции РФ от 25 января 2008 г. N 9, премирование по результатам работы работников органов уголовно-исполнительной системы производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях. На премирование работников при утверждении размера фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату органа. Премирование работников производится, как правило, по результатам работы за месяц (квартал). Основными показателями премирования являются: результаты работы органа и его структурных подразделений; успешное и добросовестное выполнение работниками своих должностных обязанностей; разумная инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда. Руководители органов по согласованию с выборными профсоюзными органами вправе в коллективных договорах или положениях о премировании, разрабатываемых в соответствии с настоящим Положением, уточнять и конкретизировать показатели премирования применительно к задачам, выполняемым органами и их структурными подразделениями, а также конкретным должностным обязанностям работников. Выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед органом и его структурными подразделениями. Размер премии, выплачиваемой работнику, определяется по результатам его деятельности и максимальными размерами не ограничивается. Основанием для выплаты премии является приказ за подписью руководителя органа с указанием конкретного ее размера (в рублях) каждому работнику. По решению руководителя органа работник может не представляться к премированию или ему может быть снижен размер премии по результатам работы за определенный период в связи с допущенными нарушениями трудовой дисциплины или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей. Премии выплачиваются одновременно с денежным содержанием (заработной платой) за истекший период и включаются в средний заработок для оплаты ежегодных отпусков и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Во исполнение приведенного приказа Министерства юстиции РФ, приказом УФСИН РФ по РК от 27 апреля 2012 года N 186 утверждено Положение о порядке выплаты премии за образцовое исполнение служебных обязанностей и разовых премий за выполнение особо сложных и важных задач сотрудникам аппарата УФСИН РФ по РК (далее Положение).
В соответствии с главой II Положения, размер премии снижается при наличии письменного взыскания: замечания до 10%, выговора до 15 %, строгого выговора до 20 %, неполного служебного соответствия до 100 %, невыполнения нормативов по физической подготовке до 25 %, низкие показатели в служебной деятельности до 20 %. Снижение премии может производиться за: необоснованное нарушение срока исполнения документов, поручений, распоряжений и в зависимости от их важности (правительственные, ведомственные, руководителей ФСИН, его подразделений); отсутствие инициативы при выполнении планов, заданий, поручений, в подготовке ведомственных нормативных документов; отсутствие конкретных предложений в мероприятиях по улучшению деятельности учреждений при выездах в командировки, проработке вопросов в органах местной администрации, выводов по персональной ответственности конкретных сотрудников на местах за допущенные упущения в работе.
Таким образом, федеральный нормативно-правовой акт исходит из того, что размер премии может быть снижен по результатам работы за определенный период за допущенные нарушения трудовой дисциплины или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Конкретизируя показатели премирования, УФСИН РФ по РК определил размеры снижения премии сотруднику в процентном отношении в зависимости от вида дисциплинарного письменного взыскания. Кроме того указал, что снижение премии может производиться за необоснованное нарушение сроков исполнения документов; отсутствие инициативы при выполнении планов, заданий, поручений в подготовке ведомственных нормативных документов; отсутствие конкретных предложений по улучшению деятельности учреждения при выездах в командировки и при проработке вопросов в органах местной администрации; выводов по персональной ответственности конкретных сотрудников на местах за допущенные упущения в работе.
В нарушение приведенных нормативно-правовых актов, оспариваемый приказ N490-лс от 12 декабря 2012 года не содержит обоснования, какие упущения в служебной деятельности Тазаева О.В. послужили основанием для снижения премии в размере 35% от оклада денежного содержания.
Согласно объяснениям в судебном заседании суда первой инстанции представителей ответчика Гречко В.В. и Крылова Э.И., в период инспектирования в октябре 2012 года Тазаев О.В. проигнорировал требования приказа начальника Управления об организации служебно-боевой подготовки в части ведения служебной тетради и представления ее на проверку начальникам отделов и в ОК и РЛС Управления, тем самым не выполнил должностные обязанности в части профессионального обучения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Гречко В.В. пояснила, что имело место ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, так как в 2012 году Тазаев О.В. не посещал занятия по физической и огневой подготовке по неизвестным причинам.
Между тем, как видно из копии рапорта начальника ОК и РЛС УФСИН России по РК Крылова Э.И., в отношении Тазаева О.В. в графе "результат проверки служебных тетрадей" указано, "конспекты написаны несобственноручно" (л.д.27).
Об этом же свидетельствует обозренная в суде апелляционной инстанции тетрадь N28 по служебной подготовке майора внутренней службы Тазаева О.В. (дежурная служба) в которой имеется запись старшего инспектора ГПП ОК и РЛС УФСИН РФ по РК *** от 05.12.2012 г. (при этом цифра "5" имеет исправления) "проверил ведение тетради. Конспекты законспектированы несобственноручно, об этом свидетельствуют записи 14.01,24.01,07.02 и остальные".
Анализ представленного ответчиком журнала 909 учета занятий по служебной и физической подготовке в учебной группе N3 УФСИН России по Республике Калмыкия за 2012 год, которая обозрена судом апелляционной инстанции, указывает на то, что отсутствие на занятиях по правилам ведения тетради отмечается: отпуск-"о", наряд-"н", командировка- "к", болен- "б", на сборах -"с", по неуважительной причине-"ну". Тазаев О.В. обозначен в этом журнале под N15 и его отсутствие вызвано уважительными причинами, поскольку отмечено "о", "о"/"н", "к", "б", "с", "н/о", последнее с исправлением.
Следовательно, довод представителя ответчика о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей ввиду непосещения истцом занятий по физической и огневой подготовке по неизвестным причинам опровергается приведенными выше и исследованными в суде апелляционной инстанции доказательствами.
Истец Тазаев О.В. в суде первой инстанции пояснил, что в связи с графиком работы не всегда успевал посещать занятия, поэтому просил переписать конспекты, чтобы заниматься самообразованием.
Таким образом, Тазаев О.В. за 4 квартал 2012 года в соответствии с определенным федеральным нормативно-правовым актом и локальным актом УФСИН РФ по РК нарушений трудовой дисциплины или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за которые определены письменные взыскания, а также других оснований, за которое могло быть произведено снижение премии, не имел.
Конспектирование занятий другим лицом, при наличии уважительных причин отсутствия истца на занятиях, само по себе в силу приведенных нормативно-правовых актов не влечет снижение премии.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия вывода суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела подлежит отмене в полном объеме с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований истца и, имея ввиду, что приказ незаконен, он не требует его отмены.
Принимая во внимание, что в случаях неурегулирования отдельных вопросов специальными нормативными актами применяются положения Трудового кодекса РФ, суд, с учетом положений 237 ТК РФ о возмещении морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями работодателя, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда.
При этом, судебная коллегия учитывает степень вины ответчика, характер и объем, причиненных истцу нравственных страданий и полагает взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере *** руб.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда РК от 7 февраля 2013 г. отменить.
Приказ временно исполняющего обязанности начальника УФСИН РФ по РК от 12 декабря 2012 года N 490-лс "О премировании сотрудников УФСИН России по Республике Калмыкия по итогам работы за 4 квартал 2012 года" в части снижения Тазаеву Очиру Владимировичу премии до 35 % признать незаконным, в части отмены этого же приказа отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия в пользу Тазаева Очира Владимировича премию за 4 квартал 2012 года в размере *** рублей и компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Н.А. Басангов
О.В. Цакирова
"копия верна", судья: А.А. Пюрвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.