Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Лиджеевой Л.Л.
судей
Кашиева М.В. и
Сангаджиева А.В.
при секретаре
Лузановой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халенгинова Василия Котеевича к Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, по апелляционной жалобе истца на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева А.В., объяснения представителя ответчика Онкорова М.Н., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Халенгинов В.К. обратился в суд с указанным иском мотивируя свои требования тем, что он с 1957 г. проживает на территории Хар-Булукского сельского муниципального образования (далее Хар-Булукское СМО) и более 11 лет проработал скотником в совхозе "Страна Советов", вследствие чего в силу Закона Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республики Калмыкия" от 9 апреля 2010 г. N 177-IV-З имеет право на получение бесплатной земельной доли в границах указанного муниципального образования. Целинное районное муниципальное образование отказало ему во включении в список на получение земельной доли. Считая отказ незаконным, просил обязать Администрацию Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее Администрация Целинного РМО) включить его в списки претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО Республики Калмыкия.
В судебном заседании Халенгинов В.К. заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации Целинного РМО Онкоров М.Н., ссылаясь на то, что истец на 1 января 2003 г. на территории Хар-Булукского СМО зарегистрирован не был, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - Администрация Хар-Булукского СМО, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, на основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2012 г. в удовлетворении исковых требований Халенгинова В.К. отказано.
В апелляционной жалобе Халенгинов В.К. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что в 2007 г. сформированы новые Списки граждан имеющих право на получение земельных долей, в которые он также не включен. Утверждает, что с 1998 по 2006 г.г. фактически проживал на территории Хар-Булукского СМО, а его регистрации в указанный период в г. Элиста, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку последняя носит административный характер.
Халенгинов В.К. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен, в судебное заседание не явился. На основании ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия N 177-IV-З от 9 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" и исходил из того, что у Халенгинова В.К. не имеется законных оснований на бесплатное получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО.
С данным выводом следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В силу ч.1 ст.56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации и п.4 ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в собственности субъекта РФ и муниципальных образований, перечни категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. N 177-IV-3 "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" по рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.
При отсутствии списков лиц, имевших право на получение земельной доли, утвержденных высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций), право на получение земельной доли имеют работники сельскохозяйственных предприятий (организаций), в том числе и уволенные по сокращению численности или штата после 1992 г., проработавшие в указанных сельскохозяйственных предприятиях (организациях) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле" и зарегистрированные по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.; пенсионеры, ушедшие на пенсию из указанных сельскохозяйственных предприятий и проработавшие в указанных и иных сельскохозяйственных предприятиях Республики Калмыкия не менее 20 лет.
Аналогичное положение было предусмотрено абзацем 5 п. 2 ст. 24 Закона Республики Калмыкия "О земле", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому по рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имели право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу настоящего закона и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.
Таким образом, в силу указанных норм земельная доля может быть предоставлена лицу при наличии двух оснований: он должен быть работником хозяйства, проработавшим в нем не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" (12 апреля 2003 г.), и зарегистрирован по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.
Из материалов дела видно, что списки лиц, имевших право на получение земельной доли, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", не составлялись и не утверждались.
Впервые списки граждан, имеющих право на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО, опубликованы в газете "Новая Жизнь" от 22 марта 2005 г., истец в этих списках не значится. Постановлением главы Администрации Целинного РМО от 8 августа 2007 г. N 383 предоставлен земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в границах Хар-Булукского СМО в общую долевую собственность гражданам согласно списку, представленному внутрихозяйственной комиссией.
Из трудовой книжки Халенгинова В.К. следует, что он проработал в совхозе "Страна Советов" с 16 марта 1970 г. по 19 августа 1971 г. в качестве шофера, с 3 декабря 1981 г. по 1 мая 1999 г. в качестве помощника чабана, скотника, уволен по собственному желанию. Согласно справке Хар-Булукского СМО от 30 ноября 2012 г. и пояснениям истца с 1957 г. по 1998 г. он был зарегистрирован на территории Хар-Булукского СМО, с июня 1998 г. по январь 2006 г. в г. Элиста. Стаж работы Халенгинова В.К. в сельскохозяйственных предприятиях Республики Калмыкия составляет 18 лет.
Поскольку Халенгинов В.К. являясь пенсионером, проработал в сельскохозяйственных предприятиях Республики Калмыкия менее 20 лет, и не представил доказательств того, что по состоянию на 1 января 2003 г. был зарегистрирован на территории Хар-Булукского СМО, вывод суда об отсутствии законных оснований для предоставления ему в собственность бесплатно земельной доли в соответствии с Законом Республики Калмыкия "О земле", является правильным.
Ссылки истца на то, что, будучи в период с 1998 по 2006 г.г. зарегистрированным в г. Элиста, он фактически проживал на территории Хар-Булукского СМО, допустимыми доказательствами не подтверждены. Более того, в силу Закона право на получение бесплатной земельной доли связано с регистрацией на территории соответствующего сельского муниципального образования, а не фактическим местом жительства.
Кроме того, согласно пунктам 6, 12, 13 Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 г. N 178, внутрихозяйственная комиссия наделена правом составления (уточнения) списков граждан, имеющих право на получение земельных долей и рассмотрения обращений граждан по вопросам оформления прав на земельные доли. Внутрихозяйственная комиссия направляет в районную комиссию необходимый пакет документов для дальнейшего рассмотрения. Администрация РМО после получения от районной комиссии пакета документов в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам - участникам общей долевой собственности.
Следовательно, Администрация Целинного РМО не наделена полномочиями по включению лиц в список граждан, имеющих право на получение земельной доли.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Халенгинова В.К. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи М.Б. Кашиев
А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.