Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Шихановой О.Г.,
судей Басанговой И.Б. и Джульчигиновой В.К.,
при секретаре Бимбеевой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (-) к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия об обязании предоставить жилое помещение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета ему и членам его семьи в собственность по апелляционной жалобе представителя истца (-). на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 марта 2013 г.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца-(-)., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя МВД по РК (-)., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(-). обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее по тексту - МВД по РК) об обязании предоставить жилое помещение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета ему и членам его семьи в собственность. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с приказом N (-) от 11 марта 2012 г. МВД РФ он, будучи майором внутренней службы, прикомандированным к Федеральной миграционной службе (далее ОФМС по РК), был уволен по п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ" (в связи с болезнью). В соответствии с приказом N (-) ОФМС по РК от 26 марта 2012 г. он был освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с болезнью с 26 марта 2012 г. Выслуга лет составила 23 г. 2 месяца 3 дня. МВД по РК отказало ему в выделении жилого помещения в собственность (письмо от 28 декабря 2012 г.). Однако в соответствии с п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ему как инвалиду 2 группы, инвалидность получена вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, предоставляется в собственность жилое помещение. Действие ст. 5 указанного закона с 1 января 2013 г. распространяется на сотрудников, прикомандированных к федеральному органу власти, реализующему государственную политику в сфере миграции. В марте 1995 г. он и его семья лишились жилья вследствие наводнения водами Каспийского моря. В связи с этим его семья находится в Списке лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов. Однако этот сертификат его семье до сих пор не выдан, жилье он и его семья не имеют. Поэтому просил суд обязать Министерство внутренних дел по РК устранить имеющиеся недостатки и предоставить жилое помещение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета ему и членам его семьи, то есть (-).,(-).,(-).,(-).,(-). в собственность (или выплатить единовременную социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения с учетом совместно проживающих со мной членов моей семьи) как инвалиду 2 группы, инвалидность которого возникла вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Истец (-). в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель истца (-)., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель МВД по РК (-). иск не признал.
Решением Элистинского городского суда РК от 14 марта 2013 г. в удовлетворении исковых требований (-). к Министерству внутренних дел по РК о предоставлении жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета либо социальной выплаты на приобретение жилого помещения отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца (-). просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Полагает, что действие Закона о социальных гарантиях распространяется на истца, поскольку этот закон вступил в силу с 1 января 2012 г., а (-) был уволен со службы 26 марта 2012 г. Правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком, не прекращались, Бораев является пенсионером МВД, поэтому статья 5 указанного закона, вступившая в силу с 1 января 2013 г., является нормой права, которая должна быть применена в случае с (-). Суд неправомерно сослался на Правила выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы ФЦП "Жилище" на 2011 -2015 г.г., утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, поскольку этим нормативным актом регулируются правоотношения между гражданами, уволенными с военной службы, состоящими на учете в федеральном исполнительном органе, как нуждающиеся в жилье. Однако ст. 5 указанного закона не содержит требования, чтобы сотрудник (инвалид II группы) состоял после увольнения на учете как нуждающийся в жилом помещении в федеральном органе исполнительной власти. Суд не учел, что (-) и его семья не имеют жилья вследствие наводнения в 1995 г.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика (-). просит оставить решение суда без изменения. Полагает, что правоотношения между истцом и ответчиком прекращены, поскольку в соответствии со ст. 80 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел" служба прекращается в связи с увольнением сотрудника органов внутренних дел. Одним из условий предоставления жилья (социальной выплаты) является принятие сотрудника, гражданина, уволенного со службы, на учет в качестве нуждающегося в жилье федеральным органом власти. (-), уволенный со службы 26 марта 2012 г., на учете по месту службы в качестве нуждающегося в жилье не состоял. Действие закона о социальных гарантиях сотрудников внутренних дел распространяется на сотрудников, прикомандированных к федеральному органу власти в области миграции, с 1 января 2013 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает необходимым оставить решение суда без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, абзацем 7 подпункта "а" п. 5, подпункт "а" п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, и исходил из того, что Бораев на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти не состоял, уволен со службы из ОФМС по РК до 1 января 2013 г., когда действие социальных гарантий, установленных для сотрудников органов внутренних дел, стало распространяться на сотрудников, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции.
С выводом суда об отказе в удовлетворении иска следует согласиться.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу ч. 1 ст. 4 указанного закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о социальных гарантиях по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона: инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
В силу ч. 2 ст. 20 указанного Федерального Закона действие статей 1 - 8, 10 - 12 настоящего Федерального закона
с 1 января 2013 года распространяется на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, или
к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Таким образом, социальные гарантии, установленные ст.ст. 4, 5 Закона о социальных гарантиях, предоставляются сотрудникам, прикомандированным в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции,
с 1 января 2013 г.
Как следует из материалов дела, (-)., являясь сотрудником органов внутренних дел, был прикомандирован к Федеральной миграционной службе (ОФМС России по РК). 11 марта 2012 г. уволен со службы по п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". 26 марта 2012 г. освобожден от исполнения служебных обязанностей в связи с его увольнением из органов внутренних дел. Имеет выслугу лет на 26 марта 2012 г.: 23 г., 2 месяца, 3 дня.
Им подан иск к МВД по РК об обеспечении его жильем, правовым основанием которого стал Закон о социальных гарантиях.
Однако действие ст.ст. 4, 5 Закона о социальных гарантиях в силу прямого указания закона (ч. 2 ст. 20 этого закона) на (-). как бывшего сотрудника органов внутренних дел, прикомандированного к ОФМС России по РК и уволенного со службы 11 марта 2012 г., не распространяется.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 28 июня 2012 г. N1249-О:
сотрудники органов внутренних дел, проходящие службу непосредственно в органах внутренних дел, и
сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, выполняют различные функции, обусловленные спецификой органов, в которых они проходят службу, что позволяет относить их к разным по характеру и условиям деятельности категориям сотрудников органов внутренних дел. Устанавливая новые условия обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел и предусматривая различные сроки введения в действие соответствующих нормативных положений для отдельных категорий указанных сотрудников в рамках поэтапного реформирования системы обеспечения их денежным довольствием как части реформы правоохранительной службы в целом, федеральный законодатель действовал в пределах своих дискреционных полномочий, при реализации которых он учитывал различия в функциях, характере и условиях деятельности сотрудников, проходящих службу непосредственно в органах внутренних дел, и сотрудников названных органов, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, а также финансовые возможности государства, что нельзя расценивать как нарушение конституционного принципа равенства.
Данный принцип, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям (Постановление от 6 июня 1995 года N 7-П, определения от 1 июля 1998 года N 84-О, от 8 февраля 2001 года N 45-О, от 5 июля 2001 года N 134-О, 3 октября 2002 года N 233-О и др.).
В связи с этим несостоятельны вышеизложенные доводы апелляционной жалобы.
Таким образом оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца (-). - без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Шиханова
Судьи И.Б. Басангова
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.