Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Коченковой Л.Д.,
судей
Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.,
при секретаре
Горяевой Я.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Асташкиной Г.О. и Волосниковой О.Ф. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" по апелляционной жалобе истцов на решение Элистинского городского суда РК от 18 марта 2013 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, пояснения истцов Асташкиной Г.О., Волосниковой О.Ф., их представителя Павловой З.Э., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Асташкина Г.О. и Волосникова О.Ф. обратились в суд с указанным иском, мотивируя тем, что они, работая " ... " в филиале "Элистагоргаз" ОАО "Калмгаз", 12 ноября 2012 г. обратились в Управление социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста с заявлением о присвоении им звания "Ветеран труда", поскольку Центральным комитетом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения они награждены Почетной грамотой "За многолетний добросовестный труд, активную работу в профсоюзе по защите социально-экономических, трудовых прав и интересов трудящихся" и имеют необходимый трудовой стаж. Решением комиссии министерства по рассмотрению заявлений и документов граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", от 4 декабря 2012 г. (протокол N 11) им в этом было отказано, рекомендовано представить документы, подтверждающие, что они являются штатными сотрудниками профсоюза. Считали данный отказ незаконным, поскольку Почетная грамота Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, которой они были награждены, является ведомственным знаком отличия в труде, относится к ведомственным наградам, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда". Просили отменить указанное решение и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия подготовить проект решения Правительства Республики Калмыкия для выдачи им (истцам) звания "Ветеран труда".
В судебном заседании истцы уточнили заявленные требования, просили суд признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Минздравсоцразвития РК по г. Элиста от 4 декабря 2012 г. (протокол N 11) и возложить на ответчика обязанность подготовить проект решения для выдачи им удостоверения "Ветеран труда".
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Реcпублики Калмыкия Додгаев Н.Л. иск не признал.
Решением Элистинского городского суда от 18 марта 2013 г. в удовлетворении исковых требований Асташкиной Г.О. и Волосниковой О.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывают, что федеральное законодательство не содержит определенного понятия "ведомственный знак отличия в труде", а также перечня таких знаков по сущностному признаку - достижения в труде, добросовестный и долголетний труд в отрасли. Почётная грамота присваивается за заслуги и достижения в труде, а не за иной вклад гражданина. Законодательство не должно содержать возможность дискриминации прав граждан в сфере социального обеспечения по сравнению с иными гражданами, которым ранее присваивалось звание "Ветеран труда" на основании аналогичных наград. При вынесении решения суд не учел, что они являются работниками ЖКХ, входящего в состав Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения, который, в свою очередь, входит в состав ФНПР. Отказ в присвоении звания только по причине отсутствия названия той или иной награды в перечне, приведенном Министерством труда РФ, является необоснованным. Ограничение перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", без учета соответствующих ограничений, установленных федеральным законодательством, недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что Президиум Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения не является федеральным министерством или ведомством. Вместе с тем к ведомственным знакам отличия могут относиться меры поощрения, применяемые министерствами (ведомствами) совместно с профсоюзными органами. Поскольку доказательств, подтверждающих, что Почетная грамота Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения может быть отнесена к ведомственным знакам отличия, суду не представлено, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Данный вывод суда соответствует положениям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Калмыкия от 16 октября 2006 г. N299-III-З "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Как показал анализ названных законодательных актов, Федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа. При этом ни Федеральный закон, ни Закон Республики Калмыкия не раскрывают само понятие "ведомственный знак отличия в труде".
По смыслу закона и исходя из буквального толкования слова "ведомство", означающего центральный орган государственного управления, к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", следует отнести почетные звания, знаки и другие награды, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, либо награды, вручение которых производится от имени федерального органа.
В силу подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Между тем доказательств того, что Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, награждая истиц Почетной грамотой за многолетний труд и активную работу в профсоюзе, выполнял предоставленные ему законом полномочия в данной сфере от имени соответствующего министерства или ведомства, то есть обладал правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия в труде, в материалах дела не имеется.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, у истцов имеется трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии.
Постановлением Президиума Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 4 октября 2012 г. N 6 Асташкина Г.О. и Волосникова О.Ф. награждены Почетной грамотой "За многолетний добросовестный труд, активную работу в профсоюзе по защите социально-экономических, трудовых прав и интересов трудящихся".
4 декабря 2012 г. Управление социальной защиты населения Минздравсоцразвития РК по г. Элиста отказало истцам в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что ими не представлены документы, подтверждающие работу штатными сотрудниками профсоюза.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Под "общественным объединением" понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
В соответствии с п. 2 Устава Общественной организации Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения) Профсоюз жизнеобеспечения - добровольная некоммерческая общественная организация, действующая на территории Российской Федерации, созданная в целях представительства и защиты социально-трудовых и профессиональных интересов членов Профсоюза - работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, дорожно-ремонтных служб, сферы услуг, обществ глухих, слепых и инвалидов, добровольного пожарного общества, студентов (учащихся) отраслевых учебных заведений.
Согласно п.п. 1.1, 2.2 Положения о Почетной грамоте Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения почетная грамота профсоюза учреждается для награждения профсоюзных работников и профактивистов за длительную и плодотворную работу в профсоюзе (обеспечение высокого уровня работы по коллективным договорам и соглашениям, уплате профсоюзных взносов, подготовке профсоюзных кадров и актива, выполнению решений профсоюзных органов и других уставных положений), а также трудовых коллективов, профсоюзных организаций, внесших большой вклад в работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза. Почетной грамотой, как правило, награждаются лица, добросовестно проработавшие в профсоюзных органах не менее 10 лет и награжденные ранее Почетными грамотами территориальных организаций профсоюза.
Таким образом, Почетная грамота Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде в том случае, если ею были награждены работники, состоящие в штате профсоюзной организации или работающие в её системе (согласно записям в трудовой книжке).
Между тем, как следует из материалов дела, истцы не являлись штатными работниками Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, в трудовых отношениях с данной организацией не состояли. Награждение истцов Почетной грамотой ЦК профсоюза связано с выполнением ими общественной работы в профсоюзной организации в качестве её членов.
При таких данных оснований для отнесения Почетной грамоты Профсоюза, которой были награждены истцы, к ведомственным знакам отличия в труде не имелось.
В апелляционной жалобе по существу изложены те же доводы, которые уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения, поэтому они не могут свидетельствовать о неправильности постановленного по делу решения.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Асташкиной Г.О. и Волосниковой О.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи А.В. Андреева
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.