Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Лиджиев С.В. при секретаре Горяевой Я.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Имкеновой Л.Н. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. главного врача Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи" Имкеновой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 3-65/2013/3 от 23 апреля 2013 г., вынесенным государственным инспектором г. Элиста по пожарному надзору, и.о. главного врача Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи" (далее - БУ РК "РЦСВМП", медицинское учреждение) Имкенова Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2013 г. названное постановление оставлено без изменения, жалоба Имкеновой Л.Н. без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями, Имкенова Л.Н. в жалобе просит судебное решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, постановление должностного лица признать незаконным, и производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие с ее стороны умышленных виновных действий, направленных на нарушение правил пожарной безопасности. Полагает, что для определения вины должностного лица необходимо установить наличие или отсутствие у него возможностей, позволяющих соблюдать правила, нормы пожарной безопасности. Администрация медицинского учреждения предприняла все возможные меры для соблюдения требований пожарной безопасности, которая непосредственно связана с порядком финансирования учреждения.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, выслушав пояснения сторон, исследовав дополнительно представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 и чч. 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в размере влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
В силу ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела видно, что в ходе внеплановой выездной проверки были проверены территории, здания и помещения БУ РК "РЦСВМП", расположенные в г. Элисте (ул. " ... " и " ... "; ул. " ... ", " ... "; ул. " ... "; ул. " ... ").
Согласно актам NN " ... " от 11 апреля 2013 г. в ходе проведенной проверки были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ N123-ФЗ), п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее - ППР) автоматические пожарные сигнализации находятся в неисправном состоянии;
- в нарушение ст. 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 61 ППР и НПБ 110-03 отсутствуют дымовые пожарные извещатели;
- в нарушение ст. 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 63 ППР не заключены договоры на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматических пожарных сигнализации;
- в нарушение ст. 52 ФЗ N 123-ФЗ, п. 21 ППР не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачных помещений;
- в нарушение ст. 5 ФЗ N 123-ФЗ, п. 42 ППР электрические светильники в коридорах, палатах и на лестницах эксплуатируются без защитных плафонов (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников;
- в нарушение ст. 60 ФЗ N 123-ФЗ, п. 478 ППР огнетушители не перезаряжены;
- в нарушение ст. 5 ФЗ N 123-ФЗ, п. 3 ППР лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму;
- в нарушение ст. 5 ФЗ N 123-ФЗ, табл. 3 НПБ 160-97 отсутствует соответствующий указатель расположения ближайшего пожарного водоисточника;
- в нарушение ст. 5 ФЗ N 123-ФЗ, п. 136 ППР допущено хранение четырех баллонов с кислородом под лестничным маршем;
- в нарушение ст. 53 ФЗ N 123-ФЗ, п. 36 ППР пути эвакуации загромождены столами, шкафами и оборудованием;
- в нарушение ст. 53 ФЗ N 123-ФЗ, п.п. 35, 36 ППР отсутствует возможность открывания дверей эвакуационных выходов из помещений палат первого этажа здания.
Выявив нарушения требований пожарной безопасности, государственный инспектор г. Элиста по пожарному надзору составил в отношении и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н. протоколы об административных правонарушениях от 17 апреля 2013 г. по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и вынес постановление N 3-65/2013/3 от 23 апреля 2013 г. о привлечении ее к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с правилами ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Соглашаясь с действиями должностного лица пожарного надзора, судья исходил из совершения и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н. административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и обоснованности привлечения данного должностного лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Выводы должностного лица пожарного надзора и судьи городского суда о наличии в действиях Имкеновой Л.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, нахожу верными.
Вместе с тем, ряд нарушений вменены в вину Имкеновой Л.Н. необоснованно, фактически отсутствуют, в связи с чем подлежат исключению из вмененных ей в вину. В этой связи и постановление должностного лица пожарного надзора, и решение судьи в указанной части подлежат изменению.
Из Устава Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи", распоряжения Министерства по земельным имущественным отношениям Республики Калмыкия от 22 апреля 2011 г. N " ... " и договора N " ... " от 22 апреля 2011 г. следует, что БУ РК "РЦСВМП" является некоммерческой организацией, которая владеет и пользуется республиканским имуществом на праве оперативного управления. Финансовое обеспечение функций БУ РК "РЦСВМП" до принятия учредителем (Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия) решения о предоставлении субсидий в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ осуществляется за счет республиканского бюджета на основе бюджетной сметы.
Суду апелляционной инстанции Имкенова Л.Н. пояснила, что финансирование БУ РК "РЦСВМП" на противопожарные меры не осуществляется с 2006 года.
Согласно имеющимся в материалах дела копиям писем, адресованным Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, руководителем БУ РК "РЦСВМП" в 2012-2013 гг. неоднократно запрашивались финансовые средства для устранения имеющихся нарушений правил пожарной безопасности. Однако указанные денежные средства в необходимом количестве выделены БУ РК "РЦСВМП" не были, что подтверждается Планом финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития РК, от 29 декабря 2012 г. и Сметой доходов и расходов по средствам обязательного медицинского страхования (ОМС) БУ РК "РЦСВМП" на 2012 г.
В ст. 1.5 КоАП РФ закреплен принцип административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При указанных обстоятельствах следует признать, что руководством БУ РК "РЦСВМП" в целях соблюдения требований пожарной безопасности предпринимались надлежащие меры для получения недостающего финансирования, а у Имкеновой Л.Н. в период исполнения ею полномочий (30 марта - 23 апреля 2013 г.) главного врача БУ РК "РЦСВМП" отсутствовала объективная возможность для принятия мер по соблюдению правил пожарной безопасности, требующих значительного финансирования.
Между тем, при вынесении оспариваемого постановления должностное лицо пожарного надзора в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ не выяснило, виновна ли Имкенова Л.Н. в совершении всех выявленных нарушений, имелась ли у нее объективная возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых ее привлекли к административной ответственности.
Следовательно, из вмененных в вину Имкеновой Л.Н. нарушений требований пожарной безопасности подлежат исключению нарушения, устранение которых требует значительных материальных затрат, а именно выразившиеся в неисправном состоянии автоматической пожарной сигнализации в трех помещениях; необеспечении технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта автоматической пожарной сигнализации во всех зданиях; необорудовании дымовыми пожарными извещателями помещений регистратуры, отделения профилактики, отдела кадров и процедурного кабинета в здании по ул. " ... "; необработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений четырех зданий; эксплуатации электрических светильников в коридорах, палатах и на лестницах без защитных плафонов (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников, в четырех помещениях.
Кроме того, должностное лицо пожарного надзора также допустило неправильную квалификацию выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Так, по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ квалифицируется: эксплуатация электрических светильников без защитных плафонов (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников; неперезарядка огнетушителей; а по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ - необеспечение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта автоматической пожарной сигнализации в помещениях БУ РК "РЦСВМП".
Однако переквалификация действий и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н. с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ невозможна, поскольку повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Делая вывод о нарушении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315, в результате необорудования дымовыми пожарными извещателями помещений регистратуры, отделения профилактики, отдела кадров и процедурного кабинета в здании БУ РК "РЦСВМП", расположенном в г. Элисте по ул. " ... ", должностное лицо пожарного надзора не указало, какие именно требования НПБ 110-03 были нарушены и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н.
В связи с этим указанные нарушения требования пожарной безопасности также подлежат исключению из числа вмененных в вину и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н.
Вместе с тем, следует согласиться с выводом судьи о том, что часть выявленных в ходе проверки нарушений пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, не требовали капитальных вложений.
Так, по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в вину Имкеновой Л.Н. законно вменены нарушения, выразившиеся в непрохождении лицами, ответственными за пожарную безопасность, обучения по пожарно-техническому минимуму; в отсутствии соответствующего указателя расположения ближайшего пожарного водоисточника на стенах здания по ул. Хонинова, 10; в хранении четырех баллонов с кислородом под лестничным маршем в помещении по ул. " ... ".
По ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в вину Имкеновой Л.Н. законно вменено нарушение в виде неперезарядки огнетушителей в помещениях по ул. " ... ". и ул. " ... ".
По ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в вину Имкеновой Л.Н. законно вменены нарушения в виде загромождения столами, шкафами и оборудованием путей эвакуации и отсутствия возможности открывания дверей эвакуационных выходов из помещений палат первого этажа здания по ул. " ... "; в виде загромождения оборудованием путей эвакуации к основному выходу в помещении по ул. " ... ".
Являясь и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП", Имкенова Л.Н. обладала соответствующими властными полномочиями, но не предприняла всех необходимых мер по устранению вышеприведенных нарушений требований пожарной безопасности.
Сама Имкенова Л.Н. при составлении протоколов об административных правонарушениях и в судебных заседаниях не отрицала факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности в БУ РК "РЦСВМП".
Таким образом, действия и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, наказание назначено верно в пределах санкции на основании п. 1 ч. 1 ст. 4.2 и ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы об устранении части выявленных нарушений требований пожарной безопасности правового значения не имеют, поскольку на момент проверки данные нарушения имели место.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием к отмене состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления, не допущено.
С учетом изложенного постановление должностного лица пожарного надзора и решение судьи подлежит изменению в виде исключения из числа вмененных в вину и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н. части нарушений требований пожарной безопасности.
Руководствуясь требованиями ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора г. Элиста по пожарному надзору N 3-65/2013/3 от 23 апреля 2013 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2013 г. изменить.
Исключить из числа вмененных в вину и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н. следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- нарушение ст. 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 61 ППР и НПБ 110-03, выразившееся в необорудовании дымовыми пожарными извещателями помещений регистратуры, отделения профилактики, отдела кадров и процедурного кабинета в здании БУ РК "РЦСВМП", расположенного в г. Элисте по ул. " ... ";
- нарушение ст. 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 63 ППР, выразившееся в необеспечении технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта автоматической пожарной сигнализации в помещениях БУ РК "РЦСВМП", расположенных в г. Элисте по ул. " ... "; ул. " ... "; ул. " ... "; ул. " ... " и " ... ";
- нарушение ст. 52 ФЗ N 123-ФЗ, п. 21 ППР, выразившееся в необработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений зданий БУ РК "РЦСВМП", расположенных в г. Элисте по ул. " ... "; ул. " ... "; ул. " ... " и " ... ";
- нарушение ст. 5 ФЗ N 123-ФЗ, п. 42 ППР, выразившееся в эксплуатации электрических светильников в коридорах, палатах и на лестницах без защитных плафонов (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников, в помещениях БУ РК "РЦСВМП", расположенных в г. Элисте по ул. " ... "; ул. " ... "; ул. " ... " и " ... ";
- нарушение ст. 60 ФЗ N 123-ФЗ, п. 478 ППР, выразившееся в неперезарядке огнетушителей в помещениях БУ РК "РЦСВМП", расположенных в г. Элисте по ул. " ... "; ул. " ... ";
- нарушение ст. 54 ФЗ N 123-ФЗ, п. 61 ППР, выразившееся в неисправном состоянии автоматической пожарной сигнализации в помещениях БУ РК "РЦСВМП", расположенных в г. Элисте по ул. " ... "; ул. " ... "; ул. " ... ".
В остальной части, в том числе в части квалификации действий и.о. главного врача БУ РК "РЦСВМП" Имкеновой Л.Н. и назначенного наказания, постановление должностного лица пожарного надзора и решение судьи оставить без изменения.
Судья С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.