СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 27 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 апреля 2013 года, которым
исковые требования Смолевой Ю. А. - удовлетворены;
администрация МОГО "Сыктывкар" обязана предоставить Смолевой Ю.А. на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. в г. Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад материалов дела судьи Слободянюк Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смолева Ю.А. обратилась в суд с иском к АМО ГО "Сыктывкар" о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи 1 человек, на условиях договора социального найма в пределах территории МОГО "Сыктывкар".
В обоснование заявленных требований указала, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, при этом каким - либо пригодным для проживания жилым помещением не обеспечена, поскольку жилое помещение, которое за ней закреплялось, является непригодным для проживания.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель АМО ГО "Сыктывкар" в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая, на отсутствие в АМО ГО "Сыктывкар" учетного дела по ее заявлению, а также надлежащих доказательств непригодности для проживания закрепленного за истицей жилого помещения.
Представитель привлеченной к участию в деле администрации МР "Прилузский" в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе на указанное судебное постановление администрация МО ГО "Сыктывкар" просит его отменить.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Из материалов дела следует, что на основании решения Прилузского районного суда Республики Коми от 16 июня 2004 года ФИО1 был лишен родительских прав в отношении дочери Смолевой Ю.А., "Дата обезличена" года рождения, которая была передана органам опеки и попечительства. Также решением суда установлено, что мать несовершеннолетней - ФИО2. умерла "Дата обезличена".
Постановлением главы администрации "Адрес обезличен" РК от "Дата обезличена" за несовершеннолетней Смолевой Ю.А. было закреплено жилое помещение по адресу: РК, "Адрес обезличен"., в котором истец до настоящего времени сохраняет постоянную регистрацию по месту жительства в указанной квартире.
С "Дата обезличена" истица проходила обучение в ГОУНПО " ... "Номер обезличен"" "Адрес обезличен" и находилась на полном государственном обеспечении, при этом в период обучения проживала и была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии по адресу: "Адрес обезличен".
Также установлено, что "Дата обезличена" заключением МВК, созданной распоряжением Главы МР "Прилузский" "Номер обезличен" от "Дата обезличена", жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" признано непригодным для проживания, в связи с чем истец обратилась в адрес Агентства РК по социальному развитию с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда РК.
При этом ранее истец, на основании приказа МО и ВШ РК "Номер обезличен" от "Дата обезличена", была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми.
Кроме того, установлено, что учетное дело истца в АМО ГО "Сыктывкар" не заводилось, однако с даты издания вышеуказанного приказа МО и ВШ РК "Номер обезличен" истец принята на учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МР "Прилузский" и до настоящего времени с учета не снята.
Поскольку истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, то есть обязательства по обеспечению Смолевой Ю.А. жильемгосударством не выполнены, суд пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика по предоставлению жилого помещения.
Данный вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действующей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании статьи 1 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ с 01 января 2011 года государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
Статьей 2 Закона установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
На момент рассмотрения спора Закон Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ утратил силу в связи с принятием Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-ФЗ, однако исходя из того, что Смолева Ю.А. состояла на учете по улучшению жилищный условий с 2007 года, удовлетворение судом первой инстанции заявленных требований при указанных обстоятельствах соответствует принципу правовой определенности и обеспечивает реализацию конституционного права истцом.
Установив, что истец имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом не имеет закрепленного жилья, пригодного для проживания, в установленном законом порядке жильем не обеспечена, суд правомерно удовлетворил требования и возложил обязанность по предоставлению Смолевой Ю.А. жилого помещения на администрацию МО ГО "Сыктывкар".
Не могут повлиять на законность вынесенного решения суда доводы жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить жилое помещение площадью 33 кв.м., тогда как решением Совета МО " "Адрес обезличен"" от "Дата обезличена" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,5 кв.м. общей площади жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 05 мая 2009 года "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в "Адрес обезличен"", установлен региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 11 июля 2011 года приведенный в части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ порядок предоставления указанным лицам жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, противоречит прописанным в законе принципам деятельности органов государственной власти Республики Коми в вопросах передачи своих полномочий по социальной поддержке населения органам местного самоуправления и сохранения при этом уже достигнутого уровня социальной защиты граждан, в том числе и в области жилищных отношений. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не предполагает каких-либо произвольных изменений в ранее действующем правовом регулировании и в силу требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ исключает возможность снижения объема государственных гарантий в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.
С учетом изложенной позиции Конституционного Суда Республики Коми, а также принципа правовой определенности, в целях обеспечения реализации социальных гарантий граждан, при определении размера площади предоставляемого жилья следует руководствоваться положениями Закона Республики Коми от 04 июля 2006 года N 54-РЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года), в соответствии с которыми жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялось указанной категории граждан по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 кв.м., как одиноким гражданам.
Также в апелляционной жалобе заявитель приводит довод о том, что суд первой инстанции не учел, что Федеральным Законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" п.2 ч.2. ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, в связи с чем дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не относятся к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Указанный довод несостоятелен, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с п. 2 ч. 2. ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникло у истца в 2009 году, т.е. до внесения изменений в вышеприведенные нормативные акты.
Несостоятелен довод об изменении судом исковых требований, при указании в решении о возложении на ответчика обязанности предоставить Смолевой Ю.А. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку такая формулировка не противоречит заявленному требованию по существу и принята в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Довод апеллянта о том, что заключение межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен" не соответствует требованиям, установленным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" не может повлечь отмену правильного судебного решения, поскольку ответчик, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представил соответствующих доказательств опровергающих указанное заключение МВК.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.