СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Юдина А.В., Машкиной И.М.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании 30 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Нестеренко В.П. на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 18 марта 2013 года, по которому
В иске Нестеренко В.П. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" об оспаривании отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, отказано.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нестеренко В.П. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района", указав в его обоснование, что ей как лицу, проработавшему более 10 лет на педагогических должностях и вышедшему на пенсию, орган социальной защиты населения обязан предоставить меры социальной поддержки на основании положений Закона РФ "Об образовании" и абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
В судебном заседании истица заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
На рассмотрение и разрешение апелляционной жалобы стороны не явились.
В этой связи суд апелляционной инстанции постановил о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено, что Нестеренко В.П. с 20.07.1967 по 31.01.1992 работала в должностях ... в образовательных учреждениях для детей и ... учреждением.
С 25 февраля 1997 года истице назначена трудовая пенсия по старости. На указанную дату истица работала в должности ... УО администрации Усть-Куломского района.
30.04.1999 истица уволена по ст. 33 п. 1 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией администрации Усть-Куломского района, после чего вышла на пенсию.
С 01.02.2000 года продолжила трудовую деятельность.
17.02.2006 года уволена с должности ...
Получателем мер социальной поддержки как работающий педагог не являлась, и на соответствующем учете не состояла.
Истица как ранее, так и на момент рассмотрения спора получает меры социальной поддержки по категории "Ветеран труда".
19.12.2012 Нестеренко В.П. впервые обратилась в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как перешедший на пенсию педагогический работник.
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" отказано в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Нестеренко В.П. права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных действующим законодательством для педагогических работников, вышедших на пенсию.
Вывод суда является верным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 и частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрена новая редакция данной нормы, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу данного Федерального закона.
Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона.
При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.
Закон Республики Коми от 02.05.2012 26-РЗ внес изменения в редакцию части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми", распространив установленные данной частью меры социальной поддержки на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что обязательным условием получения педагогическим работником мер социальной поддержки является пользование такими льготами на момент выхода на пенсию.
Учитывая, что на момент выхода на пенсию мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Нестеренко В.П. не пользовалась, т.е. не приобрела право пользования мерами социальной поддержки в соответствии с ранее действующим законодательством, педагогическую деятельность прекратила до назначения пенсии, правовых оснований для признания за ней права на предоставление мер социальной поддержки, установленных статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми", у суда первой инстанции не имелось.
Установленный региональным законодателем порядок не снижает объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что истица имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", несостоятельны.
Ссылка заявителя о том. что она прекратила педагогическую деятельность после назначения пенсии противоречит материалам дела, в связи с чем не принимается во внимание.
Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.
Оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 18 марта 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Нестеренко В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.