СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Кореневой И.В.
судей Ус Е.А. и Ушаковой Л.В.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 30 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Сарахмана В.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 09 января 2013 года, которым
В удовлетворении исковых требований Сарахмана В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воркуте о включении периода прохождения службы по призыву в специальный стаж с учетом льготного исчисления, перерасчете пенсии, выплате недополученной пенсии с учетом индексации, взыскании расходов на оплату услуг представителя отказано.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сарахман В.В. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР с 05.05.1977 по 10.05.1979 в специальный стаж в двойном размере, произвести перерасчет пенсии и выплатить недоплату пенсии с 22 мая 2002 года с учетом стажевого коэффициента 0,68 и индексации, взыскании судебных расходов в размере 5000 руб., Считает, что период военной службы по призыву подлежит зачету в специальный стаж в двойном размере, поскольку законодательством, действовавшим на период прохождения службы, предусматривалось исчисление военной службы по призыву в двойном размере.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истец, ответчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных сторон и судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Сарахман В.В. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Установлено, что Сарахман В.В. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" с 22.05.2002.
Из пенсионного дела следует, что на дату назначения пенсии, стаж истца для определения пенсионного капитала составляет: общий трудовой - 25 лет 07 месяцев 24 дня, по Списку N1 - 19 лет 09 месяцев 04 дня.
Истец проходил военную службу по призыву с 05.05.1977 по 10.05.1979.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы, а именно из того обстоятельства, что расчет размера пенсии истцу произведен по п.3 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", возможность применения смешанного порядка расчета, установленного разными нормами, законодательством не предусмотрена.
Дополнительным решением Воркутинского городского суда РК от 20 марта 2013 года признан период прохождения Сарахмана В.В. службы в Вооруженных силах СССР с 05.05.1977 по 10.05.1979 подлежащим зачету в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", на ГУ УПФ РФ в г.Воркуте возложена обязанность зачесть истцу в специальный стаж работы по Списку N 1 период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 05.05.1977 по 10.05.1979 в календарном порядке, произвести перерасчет пенсии с 22.05.2002 с учетом стажевого коэффициента 0,66, исчисленного из продолжительности специального стажа, произвести перерасчет пенсии с 01.01.2010 с учетом процента валоризации 21%, исчисленного из продолжительности специального стажа., выплатить недополученную сумму пенсии за период с 22.05.2002 с учетом индексации на индексы роста потребительских цен.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находит их правильными, основанными на нормах законодательства, регулирующих спорные отношения.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм-не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, законодатель установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно п. 8 ст. 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 г. до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Включение периода службы в армии в стаж в двойном размере необходимо истцу для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 г.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Однако указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Таким образом, оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы не имеется.
Действовавшим в период прохождения истцом военной службы Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было предусмотрено включение периода военной службы в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Доводы жалобы о том, что период военной службы истца подлежит льготному исчислению, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Учитывая, что требования истца о перерасчете пенсии, индексации являются производными от требований о включении в специальный стаж периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР, исчисленного в двойном размере, суд первой инстанции также правомерно отказал истцу в их удовлетворении.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 09 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сарахмана В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.