СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 30 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Галина Л. В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2013 года, которым
Галина Л. В. отказано в удовлетворении заявленных к АМО ГО "Сыктывкар" исковых требований.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения Галиной Л.В., представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Мальцева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галина Л.В. обратилась в суд к АМО ГО "Сыктывкар" с требованиями о возложении на ответчика обязанности обеспечить инженерными коммуникациями (водо- тепло- газо- электро снабжением, канализацией, водоотведением, дорогами общего пользования) земельного участка по адресу: "Адрес обезличен", а также выполнении ответчиком работ по постановке данного земельного участка на кадастровый учет (п. 2).
В обоснование заявленных требований истец сослалась на возникновение такой обязанности у ответчика в силу положений ФЗ РФ "О местном самоуправлении".
В судебном заседании истица на удовлетворении заявленного иска настаивала, уточнив объем заявленных исковых требований, пояснила, что п.2 требований указан ею ошибочно, т.к. кадастровый учет участка уже ею проведен, затраченные на это средства взысканы с ответчика в ее пользу решением мирового судьи.
Представитель ответчика, а также представитель Управления архитектуры и градостроительства АМО ГО "Сыктывкар" в судебном заседании исковые требования не признали.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе на указанное судебное постановление Галина Л.В. просит его отменить, указывая на его незаконность.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления АМО ГО "Сыктывкар" от "Дата обезличена" утверждена схема расположения земельного участка площадью ... кв.м. для строительства индивидуального жилого дома по адресу: РК, "Адрес обезличен".
Указанный участок предоставлен Галиной Л.В. в собственность бесплатно для строительства индивидуального жилого дома, при этом, п. 3 Постановления, на застройщика возложена обязанность по выполнению в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществлению государственного кадастрового учета (п.3.1), а также оформлению разрешения на строительство объекта (п.3.2).
После издания указанного постановления Галина Л.В. обратилась в АМО ГО "Сыктывкар" по вопросу проведения в отношении земельного участка землеустроительных работ, проведению коммуникаций и устройству подъездных путей, однако письмом от "Дата обезличена" в удовлетворении заявления отказано, при этом заявителю разъяснено, что обязанности по выполнению за счет средств муниципального образования кадастровых работ в отношении земельного участка и обеспечению его инженерной инфраструктурой действующее законодательство на АМО ГО "Сыктывкар" не возлагает, денежные средства на проведение данных работ в бюджете отсутствуют.
Также установлено, что "Дата обезличена" в государственный кадастр недвижимости была внесена запись о постановке на кадастровый учет земельного участка "Номер обезличен", площадью ... кв.м. по адресу: "Адрес обезличен" с разрешенным использованием "для строительства индивидуального жилого дома" и указанием в качестве правообладателя Галиной Л.В.
Как следует из пояснений истца и кадастровых сведений, при проведении межевых работ из площади земельного участка ... кв.м. ею было сформировано два самостоятельных участка одинакового размера (для последующего отчуждения в собственность членов семьи).
"Дата обезличена" АМО ГО "Сыктывкар" истцу выдано разрешение на строительство 2-этажного жилого дома по адресу: "Адрес обезличен", сроком действия до "Дата обезличена".
"Дата обезличена" в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права собственности Галиной Л.В. на земельный участок площадью ... кв.м. по вышеуказанному адресу, при этом из содержания кадастровой записи и записи о ГРП следует, что на указанном земельном участке расположено незавершенное строительством здание - жилой дом.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Эти случаи предусмотрены в части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", согласно которой земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам.
Согласно части 3 статьи 5 вышеуказанного Закона земельные участки предоставляются по месту жительства граждан из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющих земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности поселений может находиться в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 вышеназванного Федерального закона имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Приняв во внимание нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика проведения всего комплекса работ, предусмотренных проектом планировки территории, на стадии выделения земельных участков под индивидуальное строительство, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что проектом застройки предусмотрено обеспечение возводимых объектов жилищного строительства необходимой инженерной и социальной инфраструктурой, при этом строительство данных объектов планируется осуществить до окончания периода строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, в соответствии с периодами бюджетного планирования в 2013 - 2020 годах.
При этом суд обоснованно сослался на Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 413 "О государственной программе Республики Коми "Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Коми" в соответствии с которым обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий - обязанность муниципалитетов, ограниченных в финансовых средствах. Стимулирование развития жилищного строительства на территории Республики Коми будет осуществляться, в основном, в рамках реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой для целей жилищного строительства. Программа реализуется в 2013 - 2020 годах. Реализация Программы осуществляется в соответствии с периодами бюджетного планирования.
Кроме того, суд первой инстанции также указал на то обстоятельство, что Галина Л.В. и члены ее семьи по адресу: "Адрес обезличен" не проживают, зарегистрированы по месту жительства в "Адрес обезличен", в связи с чем они не лишены доступа к имеющейся городской инфраструктуре по месту своего жительства, при этом вышеуказанный жилой дом в эксплуатацию, как оконченный строительством, не введен, исходя из срока действия разрешения на его строительство, окончание данных работ планируется завершить к 2022 году.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
Довод заявителя в жалобе о том, что по адресу "Адрес обезличен", кроме истца и ее трех несовершеннолетних детей, зарегистрирована и проживает ... совместное проживание с которой невозможно (акт N 14 ГУ "Коми Республиканской психиатрической больницы" от "Дата обезличена"), на законность оспариваемого решения суда не влияет и не может повлечь его отмену.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения настоящего спора, определены судом правильно, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галина Л. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.