СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Ауловой Т.С., Костенко Е.Л.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 03 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Ухта" на решение Ухтинского городского суда от 03 апреля 2013 года, по котрому
на администрацию МОГО "Ухта" возложена обязанность предоставить Антоновой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г.Ухты, размером не менее 33кв.м общей площади, по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антонова А.В. обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Ухта" с учетом уточненных требований просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение вне очереди, в размере не ниже 33 кв.м общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Ухты; требование об обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении просила не рассматривать.
Представитель истицы Торопов Н.Я., допущенный к участию в судебном заседании на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, поддержал требования истицы.
Представитель администрации МОГО "Ухта" по доверенности Строк Е.В. с иском не согласилась.
Представитель органа опеки и попечительства по доверенности Мельникова Т.Р. поддержала заявленные истицей требования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Антонова (до вступления в брак М.) А.В., "Дата обезличена" года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. ... Жилье за истицей не закреплялось.
После обращения Антоновой А.В. в администрацию МОГО "Ухта" на основании ордера "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ей предоставлена комната "Номер обезличен" в общежитии, расположенном по адресу: "Адрес обезличен", на том основании, что она является сиротой.
Разрешая спор, суд признал право истца на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данный вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.
В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в статье 1 Закона РК от 07.12.2012года N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что после отчисления из образовательного учреждения Антонова А.В. обратилась в администрацию МОГО "Ухта" по вопросу предоставления жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, но в нарушение ее жилищных прав не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке, ей не был разъяснен порядок постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а лишь была предоставлена как сироте комната в здании, ранее отнесенном к общежитию.
Согласно техническому паспорту здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", благоустройство дома включает в себя наличие центрального водопровода, канализации, центрального отопления, сетевого газоснабжения и электроснабжения; горячего водоснабжения не имеется. Комната, предоставленная истице, состоит из жилой комнаты, тамбура и кладовой, общей площадью ...
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставленное истице жилое помещение не соответствует требованиям жилищного законодательства, предъявляемым к предоставляемым жилым помещениям, а предоставление истице по ордеру из муниципального жилого фонда комнаты без туалета, кухни и горячего водоснабжения общей площадью ... , не может быть признано надлежащим предоставлением государственной гарантии по обеспечению детей-сирот жилой площадью.
Поскольку Антонова А.В. своевременно обратилась в органы местного самоуправления по вопросу получения жилья лицом, оставшимся без попечения родителей, вместе с тем, законного разрешения данного вопроса не получила, порядок постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей не разъяснялся, суд пришел к правильному выводу о необходимости восстановления права истицы на получение жилья не смотря на возрастные ограничения, установленные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающие право лиц, оставшихся без попечения родителей, на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до наступления им 23 лет.
Учитывая, что право на обеспечение жилым помещением не было реализовано Антоновой А.В. до "Дата обезличена" по независящим от нее обстоятельствам, суд правомерно возложил на Администрацию МО ГО "Ухта" обязанность предоставить истице благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.метров в г.Ухте.
Довод жалобы о том, что возложение на администрацию муниципального образования обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. в г.Ухте противоречит действующему законодательству, судебная коллегия не может признать обоснованным.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-P3 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.
С учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, общая площадь предоставляемого жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна составить не менее 33 кв. м.
С вступлением в силу Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104- РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (часть 2 статьи 7).
При внесении изменений в условия предоставления жилья должно обеспечиваться соблюдением положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилых помещений должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Также юридическая сила о признании акта в указанной части неконституционным не может быть преодолена повторным принятием аналогичного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлены все обстоятельства, имеющие значение по делу, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, и оснований к отмене решения суда по всем доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 03 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО ГО "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.