Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Правительства Республики Марий Эл, администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от6 марта 2013 года, которым иск Ващук Ю.С. удовлетворен, на администрацию муниципального образования "Звениговский муниципальный район" возложена обязанность предоставить Ващук Ю.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ващук Ю.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. В обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет пригодного для проживания жилого помещения. Постановлением администрации МО "Кокшамарское сельское поселение" "номер" от "дата" принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Марий Эл, Министерство образования и науки Республики Марий Эл, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, администрация муниципального образования "Кокшамарское сельское поселение", Министерство финансов Республики Марий Эл. Процессуальное положение Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл изменено на соответчиков.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Марий Эл просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Ващук Ю.С. к администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" о возложении обязанности предоставить Ващук Ю.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м. отказать. Полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального права, поскольку судом не принято во внимание требование Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 1 января 2013 года, согласно части 2 статьи 4 которого действие положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. С 1 января 2013 года на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам специализированного найма, внеочередное предоставление жилых помещений названной категории лиц действующее федеральное законодательство и законодательство Республики Марий Эл не предусматривает.
Администрация муниципального образования "Звениговский муниципальный район" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ващук Ю.С. Указывает в жалобе, что в настоящее время муниципальное образование не наделено полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем администрация является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, на момент получения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма как сироте Ващук Ю.С. была обеспечена жильем и в предоставлении жилья по данному основанию не нуждалась. При этом на учет в улучшении жилищных условий истец поставлена в связи с признанием жилого дома аварийным, а не как лицо из числа детей-сирот.
В возражениях на апелляционные жалобы Правительства Республики Марий Эл и администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" представитель Ващук Ю.С. Мингазов Р.Ш. приводит доводы в поддержку решения суда, просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Истец Ващук Ю.С., представители Правительства Республики Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Министерства строительства, архитектуры и коммунального хозяйства Республики Марий Эл, администрации муниципального образования "Кокшамарское сельское поселение", отдела образования администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район", Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства финансов Республики Марий Эл, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении дела не просили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав объяснения представителя администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Засорина Н.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя Ващук Ю.С. Мингазова Р.Ш., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, отец Ващук Ю.С. - В. умер "дата", мать В. умерла "дата". На основании постановления главы администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" от "дата" "номер" Ващук Ю.С. находилась под попечительством А. Постановлением главы администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" "номер" от "дата" за Ващук Ю.С. закреплена жилая площадь по адресу: , до ее совершеннолетия.
Согласно заключению межведомственной комиссии "номер" от "дата" жилой дом "номер" по ул. ... в д. ... , в котором истец зарегистрирована по месту жительства и является собственником 1/3 доли в праве собственности, признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации муниципального образования "Кокшамарское сельское поселение" "номер" от "дата" Ващук Ю.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ в отдельные законодательные акты, включая статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, внесены изменения в части порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступившие в силу с 1 января 2013 года.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 годаN 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года N 79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в порядке, установленном настоящим Законом, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Ващук Ю.С. реализовала принадлежащее ей право она обеспечение жилыми помещениями, обратившись 1 ноября 2012 года в администрацию муниципального образования "Звениговский муниципальный район" с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и 29 декабря 2012 года с исковым заявлением в суд.
Суд правильно указал, что реализация Ващук Ю.С. права на обеспечение жилым помещением посредством обращения как в администрацию муниципального образования, так и с иском в суд имели место до вступления в силу указанных изменений.
То обстоятельство, что Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признан утратившим силу с 1 января 2013 года не может влиять на права и обязанности истца, который в установленном порядке, до вступления в силу указанных изменений, был поставлен на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обратился до наступления указанных изменений к ответчику с требованием о предоставлении жилья, а также обратился до 1 января 2013 года в суд с соответствующим исковым заявлением.
Соответственно не может быть учтен довод жалобы администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" относительно того, что в настоящее время муниципальное образование не наделено полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, а также довод Правительства Республики Марий Эл о том, что внеочередной порядок предоставления жилых помещений названной категории лиц действующее федеральное законодательство и законодательство Республики Марий Эл не предусматривает, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Также не является основанием к отмене решения суда довод ответчика о невозможности предоставления Ващук Ю.С. жилого помещения ввиду закрепления за ней жилого помещения.
Как следует из положений части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма в связи с утратой права на закрепленное жилое помещение и в связи с достижением совершеннолетия, либо окончанием образовательного учреждения.
Согласно материалам дела истец обучалась в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Республики Марий Эл " ... " до "дата". По окончании учебного заведения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением.
Кроме того судом установлено, что Ващук Ю.С. до смерти матери проживала в доме "номер" по ул. ... , д. ... района Республики Марий Эл, в связи с чем дом "номер" по ул. ... вд. ... района, принадлежащий на праве собственности дяде Ващук Ю.С. - П., местом жительства истца не являлся.
В связи с указанным, ссылка администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" в жалобе на то, что к моменту получения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма как сирота Ващук Ю.С. была обеспечена жильем и в предоставлении жилого помещения по данному основанию не нуждалась, является несостоятельной.
То обстоятельство, что орган местного самоуправления не поставил истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, не должно отражаться на правах истца, ставиться в зависимость от выполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности.
Судебная коллегия считает выводы суда об удовлетворении исковых требований Ващук Ю.С. правильными, должным образом мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 6 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Марий Эл, администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи Н.Г. Лелеков
О.В. Клюкина
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.