Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 06 июня 2013 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунова В.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 марта 2013 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Настин А.Ф. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в присвоении ему звания "Ветеран труда" и понуждении присвоить звание "Ветеран труда" (л.д.1-3).
В обоснование требований указал, что имея почетную грамоту ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, являясь получателем пенсии по старости, он обратился со всеми необходимыми документами в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением присвоить ему звание "Ветеран труда". Однако, решением Комиссии при Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия ему отказано в присвоении данного звания, поскольку при рассмотрении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которым отдельных граждан принято руководством ведомств бывшего Союза ССР или РСФСР, то есть решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги должно быть принято непосредственно министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Документы о награждении должны быть подписаны вышеназванными должностными лицами, либо иметь ссылку на номер и дату решения коллегии министерства бывшего Союза ССР или РСФСР. Указано, что наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", он не имеет. Считал данные действия незаконными и просил признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 14 декабря 2012 г. "N" об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав путем присвоения ему звания "Ветеран труда".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 марта 2013 г. исковые требования Настина А.Ф. удовлетворены (л.д.32-34).
Признан незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, выразившийся в письме от 14 декабря 2012 г., в присвоении Настину А.Ф. звания "Ветеран труда".
На Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия возложена обязанность присвоить Настину А.Ф. звание "Ветеран труда".
С Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в пользу Настина А.Ф. взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунов В.В. считал решение суда в части взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Указал, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем суд незаконно обязал Министерство выплатить в пользу истца государственную пошлину (л.д.35).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Настин А.Ф. считал, что основания для ее удовлетворения отсутствуют (л.д.45).
В судебное заседание истец Настин А.Ф. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Настин А.Ф., "дата", с 10 апреля 1972 г. по 11 июня 2002 г. работал водителем маслобазы "Саранская" (л.д. 7-11).
Согласно справки "N", выданной УПФ в городском округе Саранск Республики Мордовия, Настин А.Ф. является получателем пенсии по старости с 17 июля 2009 г. (л.д.26).
Постановлением Мордовского областного комитета КПСС, Совета Министров Мордовской АССР, Президиума областного Совета Профсоюзов и Мордовского областного комитета ВЛКСМ от 27 октября 1987 г. Настин А.Ф. - водитель маслобазы "Саранская" награжден юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ коллективов объединений, предприятий, колхозов, совхозов, строительных, торговых, других организаций и учреждений, их структурных подразделений и передовиков производства, добившихся наивысших результатов в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции (л.д.6).
Письмом и.о Министра социальной защиты населения Республики Мордовия К.С.Е. от 11 сентября 2012 г. "N" истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку при рассмотрении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которым отдельных граждан принято руководством ведомств бывшего Союза ССР или РСФСР, то есть решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги должно быть принято непосредственно министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Документы о награждении должны быть подписаны вышеназванными должностными лицами, либо иметь ссылку на номер и дату решения коллегии министерства бывшего Союза ССР или РСФСР. Указано, что наград дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" истец не имеет (л.д.5).
Основанием для обращения Настина А.Ф. с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по его мнению, отказ ответчика в присвоении ему звания "Ветеран труда".
Проверив - законность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия полагает, что суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения, и принял решение об удовлетворении иска.
Факт награждения Настина А.Ф. юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории (ХХР. на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В силу подпункта 2 статьи 7 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 163-ФЗ на субъекты Российской Федерации возложены полномочия по определению порядка и условий присвоения этого звания, т.е. органа, уполномоченного для принятия решения о присвоении звания "Ветеран труда", порядка подачи заявления и правоустанавливающих документов, сроков рассмотрения заявлений и принятия решения о присвоении звания.
Во исполнение пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" принято постановление Правительства Республики Мордовия от 2 июня 2006 г. N 223, "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Мордовия.
Согласно подпункту "б" пункта 1 и пункту 2 Положения на присвоение звания "Ветеран труда" имеют право лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
К ведомственным знакам отличия в труде, принимаемым к зачету при присвоении звания "Ветеран труда" относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени правительства Российской Федерации или других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Награды Академии Наук СССР, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Комитета народного контроля СССР, Всероссийского общества слепых, Стройбанка СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Союза рыболовецких колхозов России, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Совета представителей Независимого профсоюза горняков России, Совета профессиональных союзов Российской Федерации "Единение", ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества "Знание", ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы, Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, Росохотрыболовсоюза рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, если ими были награждены работники непосредственно данных организаций (состояли в штате данных организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
Как следует из цели издания указанного Федерального закона и отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в его Определениях от 17 декабря 2009 г. N1588-О-О и от 17 июня 2010 г. N 763-О-О, приведенное правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством для обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не должно нарушать их конституционные права.
Действующее законодательство не содержит толкования понятия "ведомственный знак отличия в труде". Перечень наград, подлежащих учету для решения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", также отсутствует.
С учетом изложенного до внесения соответствующих изменений в законодательные акты для присвоения звания "Ветеран труда" следует учитывать ведомственные знаки, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР и произведено государственными структурами, входящими в систему органов исполнительной власти союзного и республиканского статуса.
Согласно Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 09 июня 1987 г. N 646 "Об условиях и порядке награждения коллективов и передовиков производства юбилейной Почетной грамотой от имени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции" награждению данной грамотой подлежали передовики производства, внесшие наибольший личный вклад в достижение высоких результатов хозяйственной деятельности.
Из буквального содержания приведенного Постановления усматривается вручение Почетной грамоты исключительно за трудовые достижения, и данное обстоятельство свидетельствует о награждении истца знаком отличия в труде.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы направлены на обжалование решения суда в части взыскания с Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Указанный довод является несостоятельным и отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Указанные в пункте 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации лица признаются плательщиками в случае, если они:
- обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;
- выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Министерство социальной защиты населения по Республике Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, финансируется за счет бюджета.
Из изложенного следует, что Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, как государственный орган освобождено от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
То обстоятельство, что Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия относится к государственным органам, освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с заявлениями в суды, не освобождает указанное лицо от возмещения судебных расходов, понесенных заявителем в связи с рассмотрением настоящего дела, в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Г.Ф.Володина
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.