Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елиной Т.А.
Межевовой Н.И.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 июня 2013 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2013 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Баландина Г.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от 24 декабря 2012 г. "N" в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы в должности заведующей и фельдшера "данные изъяты" ФАП.
Считала отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж незаконным.
С учетом уточненных требований Баландина Г.Н. просила признать незаконным частично решение начальника от 24 декабря 2012 г. "N", обязать пенсионный орган включить в специальный стаж периоды работы 01 апреля 1986 г., с 08 апреля 1986 г. по 28 сентября 1986 г. в должности заведующей "данные изъяты" ФАП и фельдшера в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 09 июля 1987 г. по 19 ноября 1987 г. и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 20 ноября 1987 г. по 11 сентября 1988 г. в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, нахождения на курсах повышения квалификации с 14 октября 1992 г. по 11 ноября 1992 г., с 29 ноября 1993 г. по 24 декабря 1993 г. в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца; назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2013 г. исковые требования Баландиной Г.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромова Н.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов.
В судебное заседание истица Баландина Г.Н., представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще путём направления адресатам извещений с обратным уведомлением о вручении (л.д. 124, 125), о причинах неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела установлено, что Баландина Г.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 13 декабря 2013 года.
Решением от 24 декабря 2013 г. "N" ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Баландиной Г.Н. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Ф3 N 173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Имеется специального стажа 29 лет 2 месяца 08 дней при требуемом стаже 30 лет.
Истице не засчитаны в специальный стаж периоды работы: 01 апреля 1986 г., с 08 апреля 1986 г. по 28 сентября 1986 г. в должности заведующей "данные изъяты" ФАП, так как наименование должности не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 г. и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781, должность "заведующий" структурным подразделением не дополнена наименованием специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку.
В специальный стаж в календарном исчислении засчитаны периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 09 июля 1987 г. по 19 ноября 1987 г. и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 20 ноября 1987 г. по 11 сентября 1988 г.; периоды пребывания на курсах повышения квалификации с 14 октября 1992 г. по 11 ноября 1992 г., с 29 ноября 1993 г. по 24 декабря 1993 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20.12.2005 г. предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Действовавшее до 1 ноября 1999 г. пенсионное законодательство предусматривало иной подход к льготному исчислению специального стажа. При определении права на пенсию за выслугу лет медицинским работникам до указанной даты порядок подсчета специального стажа производился по правилам, установленным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", пунктом 2 которого предусмотрено, что работникам здравоохранения, указанным в Списке 1991 г., исчисление выслуги лет производилось по правилам: 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца). То есть стаж лечебной деятельности в сельской местности исчислялся в льготном порядке независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (смешанный стаж).
В Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 поименована должность заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера.
Аналогичная должность содержалась и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Признавая законными требования истицы в части включения в льготный стаж периодов её работы 01 апреля 1986 г., с 08 апреля 1986 г. по 28 сентября 1986 г. в должности заведующей "данные изъяты" ФАП "данные изъяты", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что "данные изъяты" ФАП являлся структурной единицей МУЗ " "данные изъяты" ЦРБ", который осуществлял работы и услуги по специальности лечебное дело, работы и услуги по профилактической медицине. Характер работы Баландиной Г.Н. на протяжении всего периода работы в должности заведующей ФАП, в том числе и в спорные периоды, не изменялся. Будучи руководителем ФАП, истица в спорные периоды времени, согласно утвержденной главным врачом МУЗ " "данные изъяты" ЦРБ" должностной инструкцией, выполняла обязанности фельдшера, должность которого не была предусмотрена штатным расписанием здравпункта, поскольку работала в здравпункте одна. Факт выполнения ею в полном объеме своих функциональных обязанностей подтверждается документально. Представленные ответчиком акты проверки характера льготной работы истицы выводы суда не опровергают.
Данный вывод суда подтверждается следующими доказательствами: записями в трудовой книжке на имя истицы; положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере; должностной инструкцией заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, согласно которым заведующий осуществляет работы и услуги по специальности лечебное дело, и работы и услуги по профилактической медицине; тарификационными списками за 1986-1987 г.г., которые предусматривают должность заведующей фельдшерским пунктом (1 единица) соответственно; актами проверки характера льготной работы истицы.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил периоды работы истицы 01 апреля 1986 г., с 08 апреля 1986 г. по 28 сентября 1986 г. в должности заведующей "данные изъяты" ФАП в специальный стаж с применением льготного порядка его исчисления, а именно 1 год работы как один год и три месяца, поскольку данную лечебную деятельность Баландина Г.Н. осуществляла в сельской местности.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Так как периоды отпуска по беременности и родам являются периодами получения пособия по временной нетрудоспособности и предоставлялись Баландиной Г.Н. в период её работы в должности медсестры урологического отделения Саранской республиканской клинической больницы, то суд первой инстанции правильно включил время нахождения в отпусках по беременности и родам с 09 июля 1987 г. по 19 ноября 1987 г. в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и шесть месяцев, также как и периоды работы.
В соответствии с пунктом 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно включил Баландиной Г.Н. в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как год и шесть месяцев период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 20 ноября 1987 г. по 11 сентября 1988 года.
При этом суд правомерно исходил из того, что оспариваемый период имел место до внесения соответствующих изменений в закон, и законодательно не было закреплено ограничение на включение указанного отпуска в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно включил истице в специальный стаж периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 14 октября по 11 ноября 1992 г., с 29 ноября по 24 декабря 1993 г. в льготном исчислении 1 год работы как год и три месяца.
Поскольку на момент обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, с учетом зачтенных ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия периодов работы, а также признанных судом подлежащими зачету оспариваемых периодов работы, Баландина Г.Н. имела требуемый специальный стаж, то право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истицы возникло с 13 декабря 2012 года.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции ответчика выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А.Елина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.