судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елиной Т.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 июня 2013 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 28 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Степанова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения пенсионного фонда, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работы, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населени, указав, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием специального стажа работы. Из специального стажа были исключены периоды работы в "данные изъяты" с 04 ноября 1987 года по 06 мая 1991 года в должности фельдшера гражданской обороны; в календарном исчислении засчитан в специальный стаж с 27 октября 1983 года по 09 января 1984 года отпуск по беременности родам и отпуск по уходу за ребенком; период работы в должности лаборанта-гистолога с 07 мая 1991 года по 03 декабря 1996 года, с 01 января 1997 года по 29 июня 1997 года, с 02 июля 1997 года по 18 октября 1998 года, с 24 октября 1998 года по 20 октября 1999 года, с 20 ноября 1999 года по 30 июля 2000 года, с 05 августа 2000 года по 08 июля 2002 года, с 13 июля 2002 года по 31 декабря 2004 года.
Просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обязать ответчика зачесть ей в специальный стаж периоды работы в "данные изъяты": с 04 ноября 1987 года по 06 мая 991 года в должности фельдшера гражданской обороны в календарном исчислении, с 27 октября 1983 года по 09 января 1984 года отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев; с 07 мая 1991 года по 03 декабря 1996 года, с 01 января 1997 года по 29 июня 1997 года, с 02 июля 1997 года по 18 октября 1998 года, с 24 октября 1998 года по 20 октября 1999 года, с 20 ноября 1999 года по 30 июля 2000 года, с 05 августа 2000 года по 08 июля 2002 года, с 13 июля 2002 года по 31 декабря 2004 года в должности лаборанта-гистолога в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев и назначить досрочную трудовую пенсию с 22 августа 2012 года.
В заявление от 10 декабря 2012 года Степанова Л.В. исковые требования уточнила в части, просила засчитать в специальный стаж в льготном исчислении отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком с 27 октября 1982 года по 09 января 1984 года как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 28 декабря 2012 года исковые требования Степановой Л.В. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" с учетом внесенных в него изменений решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить Степановой Л.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении период работы с 04 ноября 1987 года по 06 мая 1991 года в должности фельдшера гражданской обороны "данные изъяты" и в льготном исчислении из расчета один год работы за один год шесть месяцев отпуск по беременности и родам и отпуск уходу за ребенком до достижения им возраста одного года с 27 октября 1982 года по 09 января 1984 года, периоды работы в должности лаборанта-гистолога Ковылкинской центральной районной больницы с 07 мая 1991 года по 03 декабря 1996 года, с 01 января 1997 года по 29 июня 1997 года, с 02 июля 1997 года по 18 октября 1998 года, с 24 октября 1998 года по 20 октября 1999 года, с 20 ноября 1999 года по 30 июля 2000 года, с 05 августа 2000 года по 08 июля 2002 года, с 13 июля 2002 года по 31 декабря 2004 года, и назначить Степановой Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 22 августа 2012 года.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Круглякова Г.А. просит об отмене решения суда, ссылается на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Считает, что поскольку истицы в период нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет не осуществляла лечебную деятельность, следовательно, данные периоды не подлежат зачету в специальный стаж. Оспаривает решение суда и в части зачета в специальный стаж периода работы в должности лаборанта-гистолога. Кроме того не согласно с решением суда в части зачета периода в должности фельдшера гражданской обороны, поскольку наименование должности не поименовано ни номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, ни Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2001 года N 781.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истица Степанова Л.В., представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (т.2 л.д. 118,119), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" с учетом внесенных изменений решением "N" от "дата" Степановой Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемого специального стажа.
По мнению ответчика, специальный стаж Степановой Л.В. на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости составил 21 год 9 месяцев 28 дней.
В специальный стаж истицы Степановой Л.В. в календарном исчислении зачтены следующие периоды: с 27 октября 1982 года по 09 января 1984 года - отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком; с 07 мая 1991 года по 03 декабря 1996 года, с 01 января 1997года по 29 июня 1997 года, с 02 июля 1997 года по 18 октября 1998 года, с 24 октября 1998 года по 20 октября 1999 года, с 20 ноября 1999 года по 30 июля 2000 года, с 05 августа 2000 года по 08 июля 2002 года, с 13 июля 2002 года по 31 декабря 2004 года в должности лаборанта-гистолога, а также другие, не оспариваемые истицей периоды работы в календарном и льготном исчислении и периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Не засчитан в специальный стаж Степановой Л.В. период работы в "данные изъяты" с 04 ноября 1987 года по 06 мая 1991 года в должности фельдшера гражданской обороны.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности вышеназванного решения пенсионного органа в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, действующим до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматологам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и центральных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" в числе среднего медицинского персонала поименованы должности: операционная медицинская сестра, лаборант, фельдшер.
Принимая во внимания приведенные законодательные акты, суд правомерно засчитал в специальный стаж истицы период работы в "данные изъяты" с 04 ноября 1987 года по 06 мая 1991 года в должности фельдшера гражданской обороны.
Из копии трудовой книжки на имя Степановой Л.В. следует, что 30 июня 1982 года она принята на должность операционной медсестры гинекологического отделения в "данные изъяты"; 04 ноября 1987 года переведена на должность фельдшера Гражданской обороны; 07 мая 1991 года переведена на должность лаборантки в патологоанатомическую лабораторию патологоанатомического отделения; приказом N 112 от 01 декабря 2000 года запись "лаборантка патологоанатомической лаборатории от 07.05.1991" изменена, считать как должность - лаборант-гистолог по патологическим исследованиям патологоанатомической лаборатории патологоанатомического отделения; 01 августа 2005 года уволена от занимаемой должности по собственному желанию; 01 апреля 2011 года принята на должность медицинской сестры в патологоанатомическую лабораторию.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата", а также справкой от "дата" "N", выданной ГБУЗ РМ " "данные изъяты"" и копиями книг приказов по "данные изъяты" за 1982-2005 гг.
Судом первой инстанции правильно разрешено требование истицы о зачете в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периода нахождения Степановой Л.В. в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года с 27 октября 1982 года по 09 января 1984 года, поскольку судом установлено, что отпуск по беременности и родам был предоставлен Степановой Л.В. в период работы в должности операционной медицинской сестры гинекологического отделения "данные изъяты", засчитанный ответчиком в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев. Следовательно, данный период с 27 октября 1982 года по 09 января 1984 года подлежит включению в ее специальный стаж, как и период работы, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяца.
При разрешении вопроса о включении в специальный стаж истицы периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет применению подлежит законодательство, действовавшее на момент предоставления указанного отпуска.
Согласно разъяснению "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уход за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей в редакции до 25 сентября 1992 года, было предусмотрено включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", вступившим в законную силу 06 октября 1992 года, внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, которая необходима для того, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В связи, с чем довод жалобы ответчика об оспаривании вывода суда в указанной части о зачете в специальный стаж Степановой Л.В. периода ее нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, судебная коллегия считает несостоятельными, по указанным основаниям.
Принимая решение об удовлетворении требований в части зачета в специальный стаж Степановой Л.В. периодов работы лаборантом-гистологом суд правильно исходил из того, что постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, действующим до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и центральных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" в числе среднего медицинского персонала поименована, в том числе и должность лаборант.
В соответствии с положением о патологоанатомическом отделении (централизованном патологоанатомическом отделении) лечебно-профилактического учреждения (приложение N1 к приказу Минздрава СССР от 04 апреля 1983 года N 375 патологоанатомическое отделение (прозекторская) организуется в составе многопрофильных больниц (в том числе детских), инфекционных, психиатрических, онкологических больниц и диспансеров, исходя из числа вскрытий и исследований биопсийного и операционного материала в каждой из этих больниц (диспансеров), которые должны быть выполнены медицинским персоналом, предусмотренным для патологоанатомических отделений штатными нормативами (приложение N1 к приказу Минздрава СССР от 23 октября 1981 года N 1095 "О штатных нормативах медицинского персонала патологоанатомических отделений (прозекторских) (пункт 2).
В центральных районных больницах патологоанатомические отделения организуются с учетом обеспечения всех вскрытий трупов умерших и исследований всего биопсийного и операционного материала из прикрепленных лечебно-профилактических учреждений района (пункт 3).
Штат отделения устанавливается в соответствии с действующими штатными нормативами (пункт 12).
Согласно штатному расписанию "данные изъяты" на 1991-2003 гг. должность лаборанта-гистолога по патологоанатомическим исследованиям входила подразделение общебольничного персонала. С 2004 года данная должность стала входить в патологоанатомическое отделения. В структурное подразделение "общебольничный персонал" входили: врач патологоанатом, лаборант-гистолог по патологоанатомическим исследованиям, санитарка патологоанатомического кабинета. В 2004 году в структурное подразделение "патологоанатомическое отделение" "данные изъяты" входили также три единицы: врач патологоанатом, лаборант-гистолог по патологоанатомическим исследованиям, санитарка патологоанатомического кабинета.
Из Устава ГБУЗ Республики Мордовия " "данные изъяты"" (приказ от "дата" "N") усматривается, что "данные изъяты" была переименована в Государственное учреждение здравоохранения " "данные изъяты"", затем в Муниципальное учреждение здравоохранения " "данные изъяты"", правопреемником которого является ГБУЗ Республики Мордовия " "данные изъяты"".
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о зачете в специальный стаж истицы периодов работы с 07 мая 1991 года по 03 декабря 1996 года, с 01 января 1997 года по 29 июня 1997 года, с 02 июля 1997 года по 18 октября 1998 года, с 24 октября 1998 года по 20 октября 1999 года, с 20 ноября 1999 года по 30 июля 2000 года, с 05 августа 2000 года по 08 июля 2002 года, с 13 июля 2002 года по 31 декабря 2004 года в должности лаборанта-гистолога в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, вынесено законное и обоснованное решение, а поэтому оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда, не могут повлечь его отмену.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 28 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.