судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елиной Т.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 июня 2013 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия Кудрявцевой Г.Н. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 02 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Понизяйкин А.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия о признании недействительным решения пенсионного фонда, возложении обязанности на пенсионный фонд включить в специальный трудовой стаж периоды работы, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием специального стажа работы. Из специального стажа были исключены (в том числе) периоды работы с 14 ноября 1973 года по 11 мая 1975 года в должности фельдшера войсковой части, с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года в должности врача-интерна.
Просил суд признать недействительным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия от "дата" "N", обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы в должности врача-интерна в "данные изъяты" с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года, период службы в рядах Советской армии с 3 мая 1973 года по 11 мая 1975 года, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 12 сентября 2012 года, взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину в сумме "данные изъяты".
В заявлении от 18 марта 2013 года истец Понизяйкин А.П. дополнил ранее заявленные требования, просил признать незаконным дополнительное (измененное) решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от "дата" "N" в части отказа во включении периода работы в должности заместителя главного врача по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения в периоды с 01 октября 1988 года по 31 января 1989 года, с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года, с 01 января 2012 года по 21 января 2012 года, и обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 02 апреля 2013 года исковые требования Понизяйкина А.П. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия от "дата" "N" в части отказа включить в специальный стаж Понизяйкина А.П. периодов работы в должности фельдшера войсковой части с 14 ноября 1973 года по 11 мая 1975 года, в должности врача-интерна по хирургии "данные изъяты" с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года, в должности заместителя главного врача "данные изъяты" по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения с 01 октября 1988 года по 01 января 1989 года, с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить Понизяйкину А.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 03 мая 1973 года по 11 мая 1975 года, период работы в должности врача-интерна по хирургии в "данные изъяты" с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года, в должности заместителя главного врача "данные изъяты" по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения с 01 октября 1988 года по 01 января 1989 года, с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года, и назначить Понизяйкину А.П. трудовую пенсию по старости с 12 сентября 2012 года.
В остальной части исковые требования Понизяйкина А.П. оставлены без удовлетворения.
С ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Понизяйкина А.П. взысканы судебные расходы в сумме "данные изъяты"
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия Кудрявцева Г.Н. просит об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку занимаемая истцом должность врача-интерна не поименована Списком профессий. Считает, что для включения в специальный стаж периода прохождения интернатуры необходимо, чтобы истец был зачислен на штатную должность по врачебной специальности. Оспаривает решение суда и в части зачета в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии по призыву. Кроме того, не согласно с решением суда и в части зачета периода работы в должности заместителя гласного врача ЦРБ, поскольку из представленных материалов дела не усматривается, что истец был допущен к осуществлению врачебной деятельности, а за данный период работы отсутствуют приказы, подтверждающие установление врачебной нагрузки.
В судебное заседание истец Понизяйкин А.П., представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д.196,197), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения требований о зачете в специальный стаж Понизяйкина А.П. периода работы в должности врача-интерна подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" Понизяйкину А.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По мнению ответчика, специальный стаж Понизяйкина А.П. на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости составил 27 лет 8 месяцев 14 дней.
При этом в специальный стаж ответчиком не были засчитаны следующие периоды работы: в должности фельдшера войсковой части с 14 ноября 1973 года по 11 мая 1975 года, так как войсковая часть не относится к лечебно-профилактическим учреждениям, в должности врача-интерна "данные изъяты" с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года (в том числе курсы специализации с 07 января 1982 года по 07 мая 1982 года), так как отсутствуют документы, подтверждающие факт зачисления на штатную должность врача; период работы с 01 октября 1988 года по 01 января 1989 года, с 01 марта 2010 года по 31 января 2011 года, с 01 января 2012 года по 21 января 2012 года, так как правом на пенсию пользуются врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, а за указанные периоды времени отсутствуют приказы, подтверждающие установление врачебной нагрузки.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно указал о незаконности вышеназванного решения пенсионного органа в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Удовлетворяя требования истца о зачете в его специальный стаж периода прохождения военной службы с 03 мая 1973 года по 11 мая 1975 года, суд обоснованно исходил из того, что в указанный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпункт "г" пункта 1 предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Время работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судебная коллегия считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Учитывая, что более 2/3 стажа выработано Понизяйкиным А.П. в учреждениях и на должностях, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, вышеназванный период службы в рядах Советской Армии подлежит включению в стаж работы Понизяйкина А.П. по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
В связи, с чем довод жалобы ответчика об оспаривании вывода суда в части удовлетворенных требований истца о зачете в его специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии, судебная коллегия считает несостоятельными, по указанным основаниям.
Принимая решение об удовлетворении требований в части зачета в специальный стаж Понизяйкина А.П. периода работы в должности заместителя главного врача "данные изъяты" по поликлинической работе с 01 октября 1988 года по 01 января 1989 года, с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года суд исходил из следующего.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что истец фактически в оспариваемые периоды в должности заместителя главного врача "данные изъяты" по поликлинической работе не осуществлял врачебную деятельность, следовательно, поскольку фактическое осуществление Понизяйкиным А.П. лечебной деятельности в качестве врача-отоларинголога в периоды с 01 октября 1988 года по 01 января 1989 года и с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года подтверждается бухгалтерскими документами о выплате истцу в указанные периоды доплаты за совместительство.
Оснований ставить под сомнение правильность вывода суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не усматривается.
В связи с чем, указанные периоды подлежат включению в его специальный трудовой стаж.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования Понизяйкина А.П. о включении в специальный трудовой стаж периода прохождения истцом интернатуры по хирургии в "данные изъяты" с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года суд первой инстанции руководствовался Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников учебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 года N 44.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права и конкретных обстоятельствах дела.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей статистов).
Включая истцу Понизяйкину А.П. в специальный медицинский стаж период прохождения интернатуры в "данные изъяты" с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года, суд не учел, что врач-интерн не является врачом-специалистом, поскольку период прохождения интернатуры - это период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки. Специальность по определенному разделу медицины врач-интерн получает только после окончания интернатуры, и лишь после этого он может относиться к врачам-специалистам, о чем ему выдается соответствующий документ.
Данные требования предусмотрены вышеуказанным Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников учебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов.
Доказательств доводам истца о том, что он в период прохождения интернатуры осуществлял лечебную деятельность самостоятельно, не представлено.
В материалах дела отсутствует приказ о назначении истца в данный период на штатную должность врача-специалиста.
Напротив, согласно приказу N 73 от 10 августа 1981 года Понизяйкин А.П. зачислен для прохождения интернатуры по хирургии в "данные изъяты" с 11 августа 1981 года. При этом в приказе указано, что руководство по подготовке интерна возложить на зав.отд. П.М.Д. (л.д.80).
Приказом N 63 от 26 июля 1982 года по "данные изъяты" после окончания интернатуры с 23 июля 1983 года, Понизяйкин А.П. назначен на должность врача-отолоринголога "данные изъяты".
Таким образом, из изложенного следует, что истец проходил интернатуру в качестве врача-интерна под контролем врача-специалиста.
Поэтому довод истца о том, что он работал самостоятельно, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Согласно материалам дела, на штатную должность врача - специалиста истец был переведен лишь после окончания интернатуры.
Пенсионным законодательством возможность включения в специальный стаж периода прохождения интернатуры не предусмотрена.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона ФЗ -173 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Между тем, из материалов дела следует, что на день обращения Понизяйкина А.П. в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии, его специальный медицинский стаж достигает требуемого 30-летнего стажа (27 лет 8 месяцев 14 дней - засчитано пенсионным органом + 3 года 8 дней - засчитано судом первой инстанции), в связи с чем, у истца возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда подлежащим частичной отмене, с вынесением нового решения об отказе Понизяйкину А.П. в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода прохождения интернатуры в "данные изъяты" с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 02 апреля 2013 года в части удовлетворения исковых требований Понизяйкина А.П. о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы в должности врача-интерна по хирургии в "данные изъяты" с 11 августа 1981 года по 22 июля 1982 года, отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия Кудрявцевой Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.