Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании
жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО "Сайсары" на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 11 апреля 2013 г., которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Сайсары",
постановлено:
Признать виновным Открытое акционерное общество "Сайсары", ИНН N ... , ОГРН N ... , юридический адрес: ... , в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 15 (пятнадцать) суток путем опечатывания и (или) опломбирования торговых залов.
Срок наказания исчислять с 11 апреля 2013 г. с момента фактического приостановления деятельности с учетом временного запрета деятельности с 05.04.13. -12 час. 00 мин.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Бурнашова С.П., действующего на основании доверенности от 21.06.2011 г. N ... , главного государственного ветинспектора по г. Якутску Колодезниковой А.Н., полагавшей постановление суда подлежащим оставлению без изменения, суд
УСТАНОВИЛ:
05 апреля 2013 года главным государственным ветеринарным инспектором ГБУ -Управления ветеринарии г. Якутска РС(Я) Колодезниковой А.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Сайсары".
Постановлением Якутского городского суда РС (Я) от 11 апреля 2013 г. ОАО "Сайсары" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ, и назначена мера административного наказания в виде приостановления деятельности сроком на 15 суток.
Не согласившись с постановлением суда, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обратилось в Верховный суд РС (Я) с жалобой, в которой указывает на то, что большинство выявленных в ходе проверки нарушений устранены, оставшаяся часть нарушений не может быть вменена в вину администрации сельскохозяйственного рынка, поскольку ОАО "Сайсары" являются управляющей организацией сельскохозяйственного рынка, не осуществляет непосредственно реализацию сельскохозяйственной продукции населению, т.е не может нести ответственность за несоблюдение продавцами законодательства о ветеринарии и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В судебном заседании представитель ОАО "Сайсары" Бурнашов С.П. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просит отменить обжалуемое постановление, указывая на отсутствие состава правонарушения со стороны ОАО "Сайсары".
Главный государственный ветеринарный инспектор по г. Якутску Колодезникова А.Н. пояснила, что постановление суда законно и обоснованно. Управлением ветеринарии по г. Якутску была проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства при реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе продукции животноводства, на розничном рынке "Сайсары", расположенном по ул. ... , по результатам которой в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении, поводом для возбуждения дела послужило выявление в ходе проведенной проверки ряда нарушений санитарно-эпидемиологических правил. В целях устранения выявленных нарушений требуется приостановление торговой деятельности. Просит постановление суда оставить без изменения.
Изучив материалы административного дела, заслушав доводы участников процесса, суд приходит к выводу об оставлении постановления суда без изменения по следующим основаниям.
В соответствии ст. 10.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении по настоящему делу, с 13 по 29 марта 2013 г. на Крестьянском рынке "Сайсары", расположенном по адресу: ... , в ходе внепланового мероприятия по контролю, проводимого по согласованию с заместителем прокурора города Якутска И.В. Мирошниковым от 06.03.2013 г. с целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан и животных, выявлены нарушения обязательных ветеринарно-санитарных требований при хранении и реализации сырья и продукции животного происхождения, а именно:
1. Не обеспечиваются потребности продавцов в торгово-технологическом
(включая холодильное) оборудовании, соответствующем техническим
требованиям, санитарным нормам и правилам, так - как продавцы сами
устанавливают в торговом зале и на территории морозильные лари,
предназначенные для хранения сырья и продукции, не имеющие
документов с указанием технических характеристик - нарушение пункта 3.36 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 176 "Об упорядочении рыночной торговли и утверждении правил работы рынков в Республике Саха (Якутия)"; В торговом зале: 2. отсутствует косметический ремонт в торговом зале - установлено отсутствие кафельных плиток, сколы на кафельных плитках, что затрудняет проведение дезинфекционных мероприятий - не соблюдение п. 10.8. СП 2.3.6.1066-01; 3. Установлено переполнение мусорных бачков в мясном и рыбном рядах - не соблюдение п. 10.4. СП 2.3.6.1066-01; 4. Продавцы принимают пищу непосредственно на рабочих местах за прилавком, при наличии в здании рынка стационарных объектов общественного питания - несоблюдение абз. 5 части 1 ст. 14 Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"; 5. Осуществляется реализация сырья и продукции животного (мясо, мясопродукты, рыба, рыбопродукты) происхождения без заключения лаборатории и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы у следующих лиц: А. - заключения нет, Т. - в заключении не вписаны субпродукты 1 и 2 категории, С. - в заключении не вписаны шашлык, ПТКХ "Сибирь" - в заключении не вписаны внутренние органы, М. - в заключении не вписаны чир спинка м/с, чир вяленый, З., Н. - заключения нет нарушение статьи 21 Закона РФ "О ветеринарии" от 14 мая 1993 г. N 4979-1, пункта 3 статьи 20 Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пункт 6.2.1 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов (утв. Главным Управлением
ветеринарии МСЗ СССР от 27 декабря 1983 г.); нарушение абз. 5 части 1 ст. 14
Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"; 6. Отсутствует
колпак у Б. (молочный ряд), в холодильнике у Б. обнаружен
волос -не соблюдение п.п. 9.13, 13.5. СП 2.3.6.1066-0; нарушение абз. 5 части 1 ст 14
Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении
изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"; 7. В рыбном ряду в
морозильных ларях ( З., Н., Ш.) осуществляется
одновременное складирование рыбы мороженной и готовой рыбной продукции холодного копчения - нарушение п.п.1, 2 статьи 19 Федерального Закона
от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; нарушение
п.п. 5.5.1, 5.5.3. Санитарных правил и норм (СанПиН 2.3.4.050-96 Производство и
реализация рыбной продукции); нарушение абз. 5 части 1 ст. 14 Федерального Закона от
30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в
Трудовой кодекс Российской Федерации"; 8. В рыбном ряду осуществляется
замораживание готовой рыбной продукции в морозильных ларях,
принадлежащих и установленных арендаторами -нарушение п.п.1, 2 статьи 19
Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых
продуктов"; несоблюдение требований пункта 6.2. ГОСТ 11482-96 Рыба холодного
копчения. Технические условия; нарушение абз. 5 части 1 ст. 14 Федерального Закона от
30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации"; 9. При лабораторном исследовании санитарно-
гигиенических смывов с торговых мест и мойки ОАО "Сайсары" в молочном
и мясном рядах обнаружены БГКП (бактерии группы кишечной палочки) и
превышение КМАФАнМ, что свидетельствует об их неудовлетворительном
ветеринарно-санитарном состоянии, вследствие некачественно проведенной текущей санитарной обработки и подтверждается экспертизой ЯРВИЛ N ... от 18.03.2013 г. -нарушение статьи 13 Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"; нарушение абз. 5 части 1 ст. 14 Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";на территории рынка. 10. 29 марта 2013 г. производится реализация рыбы свежемороженой вне холодильных устройств при температуре атмосферного воздуха - 8 град С, при необходимом температурном режиме для хранения рыбы - 18 град С -нарушение п.п.1, 2 статьи 19 Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; не соблюдение требований пункта 4.15.ГОСТ 1168-86 Технические условия. Рыба мороженая; не соблюдение п. 7.5. СП2.3.6.1066-01; нарушение абз. 5 части 1 ст. 14 Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"; 11. Осуществляется реализация рыбы св/м и без заключения лаборатории и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы у следующих лиц: Ж. - язь, сорога, налим, камбала, филе телапии, селедка, щука, У. - чир, муксун, омуль, пелядь нарушение статьи 21 Закона РФ "О ветеринарии" от 14 мая 1993 г. N 4979-1, пункта 3 статьи 20 Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; нарушение абз 5 части 1 ст. 14 Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"; 12. Установлено скопление мусора в мусорных баках, отсутствует договор на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора с предприятиями, имеющими оформленную в установленном порядке лицензию на данный вид деятельности -нарушение пункта 3.3. Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 176 "Об упорядочении рыночной торговли и утверждении правил работы рынков в Республике Саха (Якутия)", не соблюдение п. 14.1. СП 2.3.6.1066-0; ст. 13 Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О
розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации"; 13. Территория рынка захламлена картонными коробками,
старыми поддонами и мусором, снег после сброса с крыш не убран - нарушение
пункта 3.3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N
176 "Об упорядочении рыночной торговли и утверждении правил работы рынков в
Республике Саха (Якутия)", ст. 13 Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ
"О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации"; нарушение абз. 5 части 1 ст. 14 Федерального Закона от 30 декабря 2006 г. N
271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации";в холодильниках 14. Отсутствует лабораторный контроль
качества проведенных мероприятий по дезинфекции -нарушение п. п. 12.6, 12.22.
Санитарных правил для холодильников от 29.09.1988 г. N 4695-88; 15. При
дезинфекции холодильников в акте не указаны объем обрабатываемых помещений, расход дез. средств на 1 кв. м, что не
позволяет дать оценку качеству проведенных мероприятий по
дезинфекции -несоблюдение Инструкции по применению средства "Деохлор-
люкс"; 16. В поддерживающей камере установлены трещины и дыры в
стенах, осыпавшаяся штукатурка на стенах и потолках, сколы на стенах -
нарушение п.п.1, 2 статьи 19 Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых продуктов"; не соблюдение п.п. 6.2, 6.6 Санитарных
правил для холодильников от 29.09.1988 г. N 4695-88; не соблюдение п. 14.1. СП
2.3.6.1066-01; 17. в рыбной камере установлено совместное складирование
рыбы свежемороженой и готовой рыбной продукции х/к -нарушение п.п.1, 2 статьи
19 Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов"; нарушение п.п. 5.5.1, 5.5.3. Санитарных правил и норм (СанПиН
2.3.4.050-96 Производство и реализация рыбной продукции); 18. В рыбной камере
производится хранение готовой рыбной продукции холодного копчения при
температуре - 19 град С - нарушение п.п.1, 2 статьи 19 Федерального Закона от 2 января
2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; несоблюдение
требований пункта 6.2. ГОСТ 11482-96 Рыба холодного копчения. Технические условия;
19. В мясной камере осуществляется совместное складирование мороженного, мясных полуфабрикатов, мясных отходов -нарушение п.п.1, 2 статьи 19 Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; не соблюдение п. 7.7. СП 2.3.6.1066-01; 20. В мясной камере на втором ярусе установлено складирование мясных туш без поддонов - нарушение п.п.1, 2 статьи 19 Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; не соблюдение п. 7.8. СП 2.3.6.1066-01; 21. В поддерживающей и мясной камерах при лабораторном исследовании проб воздуха обнаружены плесени Penicilium, что свидетельствует о неудовлетворительно проводимых профилактических мероприятий по дезинфекции, и подтверждается экспертизой ЯРВИЛ N ... от25.03.2013г.-нарушение п.п.1, 2 статьи 19 Федерального Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Частью 3 названной правовой нормы предусмотрено, что реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений о соответствии таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
Согласно пунктам 6.1 -6.2.1 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов (утв. Минсельхозом СССР 27.12.1983) мясо и мясопродукты, поступающие для продажи на колхозные рынки, а также в ларьки и магазины потребительской кооперации, расположенные на территории рынков, подлежат обязательному ветеринарно-санитарному осмотру в лабораториях ветсанэкспертизы. Ветеринарно-санитарной экспертизе на рынках подлежат, в частности: мясо всех видов убойных животных, а также мясо диких животных и пернатой дичи, используемых в пищу в данной местности, которое доставляют для продажи в остывшем, охлажденном, мороженом или засоленном виде.
02 апреля 2012 г. Окружной администрацией ГО "Город Якутск" выдано Открытому акционерному обществу "Сайсары" разрешение на право организации розничного рынка с типом сельскохозяйственный рынок с местом нахождения ... действительно до 2 апреля 2017 г.
По правилам статьи 21 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования; соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров.
Вышеприведенные нормы законодательства во взаимосвязи указывают на то, что ответственность за несоблюдение требований, предъявляемых к продаже отдельных видов товаров, в том числе продукции животноводства, на сельскохозяйственных рынках, несут непосредственно продавцы такой продукции, к которым управляющая организация в лице ОАО "Сайсары" не относится. При этом суд учитывает положения статьи 22 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ, в силу которой управляющая рынком компания, за исключением управляющей сельскохозяйственным кооперативным рынком компании, не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке. В связи с этим выявленные в ходе проверки юридического лица нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении под пунктами 1-18, не могут быть вменены в вину лицу, привлекаемому к админисратвином ответственности. Более того, ряд из этих нарушений (ненадлежащая продажа продукции рыболовства, несоблюдение требований к санитарному состоянию территории рынка и др.) не имеет отношения к несоблюдению требований ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, а значит не указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, указанные в протоколе об административном правонарушении под пунктами 19-21 нарушения порядка хранения продукции животноводства допущены со стороны ОАО "Сайсары". Данный вывод суда подтверждается материалами дела в совокупности (протоколом об административном правонарушении, актом проверки, Актом проверки N ... от 01.04.13., Актами отборов проб с инвентаря объектов ветеринарного надзора, заключением экспертизы N ... от 25.03.2013 г. санитарно - гигиенических исследований) а также объяснениями представителя ОАО "Сайсары", подтвердившем при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении то обстоятельство, что указанные недостатки выявлены в помещении для хранения мяса и мясопродуктов, содержание которого относится к обязанности управляющей компании. При этом доводы представителя ОАО "Сайсары" об устранении выявленных нарушений в этой части на момент рассмотрения дела в суде объективно и документально не подтверждены.
Согласно статье 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией обеспечивается, в том числе соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах. Хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов.
Также пунктом 3.4 Правил работы рынков в Республике Саха (Якутия) (утв. Постановлением Правительства РС (Я) от 26.04.2007 г. N 176) установлена обязанность управляющей рынком компании выделить и за свой счет оборудовать на рынке камеру хранения.
Таким образом, несоблюдение управляющей компанией в данном случае требований, предъявляемых к условиям хранения пищевых продуктов, в том числе продукции животноводства, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 10.8 КоАП РФ.
Следовательно, привлечение лица к административной ответственности следует признать по сути законным и обоснованным.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО "Сайсары" на 15 суток назначено судом с учетом степени и объема допущенных нарушений, а также исходя из того, что выявленные нарушения требований ветеринарного законодательства создают угрозу жизни и здоровью людей, что согласуется с требованиями статьи 3.12 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, судом при рассмотрении жалобы не установлено. Доводы жалобы об устранении большинства выявленных нарушений после составления протокола об административном правонарушении, не исключают вину лица в совершении правонарушения, но при соблюдении требований статьи 32.12 КоАП РФ могут явиться основанием досрочного прекращения приостановления деятельности судом, назначившем наказание, в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Учитывая, что лицо правомерно привлечено к административной ответственности, постановление суда вынесено законно и обоснованно, суд приходит к выводу об оставлении обжалуемого постановления без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Якутского городского суда РС (Я) от 11 апреля 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Сайсары", оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного суда РС (Я): Л.А. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.