Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Антипиной Т.Ф., судей Шадриной Л.Е., Горохова Ю.М.,
при секретаре Васильевой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2013 года, которым по делу по иску Гребенниковой Л.Я. к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Нерюнгринском районе PC (Я) о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения прав, выразившиеся в неисполнении решения суда, произвести перерасчет и выплату недовыплаченной суммы пенсии,
постановлено:
В удовлетворении исковых требований Гребенниковой Л.Я. к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Нерюнгринском районе PC (Я) о признании действий незаконными, об обязании устранить нарушения ее прав, выразившиеся в уменьшении размера районного коэффициента при исчислении пенсии, произвести перерасчет и выплату недовыплаченной суммы пенсии, возмещении материального ущерба отказать.
Заслушав доклад судьи Антипиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гребенникова Л.Я. обратилась в суд к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Нерюнгринском районе PC (Я) (далее - ГУ УПФР в Нерюнгринском районе) с указанным иском, мотивировав его тем, что решением Нерюнгринского городского суда PC(Я) от 05 апреля 2004 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда PC (Я) от 17 мая 2004 года, на ГУ УПФР в Нерюнгринском районе возложена обязанность при исчислении пенсии применять отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1.7, а также рассчитывать размер базовой части трудовой пенсии с применением районного коэффициента 1.7, установленного в г. Нерюнгри. Данное решение суда было исполнено частично. Истица просила признать незаконными действия ГУ УПФР в Нерюнгринском районе, выразившиеся в неисполнении вышеуказанных судебных постановлений, обязать ГУ УПФР в Нерюнгринском районе устранить допущенные нарушения ее конституционных и пенсионных прав, а именно произвести перерасчет и выплату недовыплаченной пенсии с применением районного коэффициента 1.7 в сумме ******** руб.; проиндексировать ее пенсионные выплаты по пропущенной индексации за период с 01 апреля 2006 года по 30 сентября 2007 года базовой и страховой части; взыскать с ГУ УПФР в Нерюнгринском районе ******** за просрочку выплаты пенсии.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, истица обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований по тому основанию, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Отказывая в удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что п. 29 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29.04.1975 N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса", которым было предусмотрено применение районного коэффициента 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства, расположенных в районе строительства, включая и г.Нерюнгри, носило временный характер. Поэтому он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться по общему правилу.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать Постановление ГКСМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым к заработной плате работников, в том числе и в г. Нерюнгри, централизованный районный коэффициент к заработной плате для работников непроизводственной сферы установлен в размере 1,4.
Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в абз. "г" п.п. 4 п. 28 постановления "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах.
Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ) в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что ГУ УПФ РФ в г. Нерюнгри при начислении пенсии с применением районного коэффициента 1,4, руководствуясь при этом Постановлением ГКСМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, действовало правомерно, является правильным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что ГУ УПФ РФ в г. Нерюнгри, во избежание снижения ранее достигнутого уровня пенсионного обеспечения, с 01.04.2006 приняты меры по сохранению размера трудовой пенсии истцам в фиксированном значении до достижения размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента 1,4.
В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, поскольку соответствующего постановления Правительством РФ по этому вопросу до настоящего времени не принято, то в силу ст. 423 Трудового кодекса РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, в том числе Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка, нормы материального права применены правильно. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2013 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Антипина
Судьи: Л.Е. Шадрина
Ю.М. Горохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.