Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания А.М. Зиятдиновой, рассмотрел жалобу С.Д. Косорукова на решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 февраля 2013 года, вынесенное по административному делу, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника О.Э. Саламову, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника УГИБДД отдела МВД России по Зеленодольскому району от 25 января 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 февраля 2013 года, С.Д. Косоруков (далее по тексту - заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 15 000рублей.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан заявитель просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не вился, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.
Защитник О.Э. Саламова в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам. Пояснила суду, что в действиях заявителя отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения. Должностным лицом и судьей городского суда не были приняты во внимание, что перевозка груза осуществлялась на основании заявки в соответствии с договором на перевозку груза. Согласно заявке от 27 ноября 2012 года к перевозке подлежал груз в количестве 21 тонна. Так как общая масса с учетом массы автомобиля с прицепом и массы груза составляла не более 37 тонны, что не превышает значение установленных ограничений и не требовало получение специального о разрешения, автомобиль был выпущен на линию согласно путевому листу без разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
Жалоба подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно,
а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки, установлен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272. Приложениями N 1 и N 2 к Правилам установлены предельно допустимые массы транспортных средств и соответственно предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Согласно Приложению N 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом предельно допустимая масса пятиосного и более транспортного средства составляет 40 тонн.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от 22 января 2013 года и постановлению от 25 января 2013 года, заявителю вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: С.Д. Косоруков, являясь техническим директором ООО "Адис Логистик", в установленном порядке ответственным за перевозку тяжеловесных грузов, "дата"., в нарушение требований пункта 23.5 Правил дорожного движения? допустил перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения.
Согласно акту N 61 от 26 ноября 2012 года, в результате взвешивания транспортного средства марки DAF FT105.460 государственный регистрационный знак ... с прицепом TRAILIS D-651 регистрационный знак ... (водитель И.А. Онг) установлено
что фактическая масса составляет 42,59 тонны при допустимой массе 40 тонн.
Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя на постановление должностного лица, судья городского суда исходил из правомерности привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
С данным выводом нельзя согласиться.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности в силу статьи 2.4 КоАП РФ является совершение данным лицом административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно должностной инструкции технического директора ООО "Адис", утвержденной генеральным директором ООО "Адис" 1 августа 2012 года, технический директор осуществляет общее административно-техническое руководство предприятием, организует выполнение работ по погрузке, выгрузке, сортировке, доставке и вывозу грузов, несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
Исходя из положений статей 2.1, 24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или законом субъекта РФ.
Как следует из материалов дела, "дата" между ООО "Урал-Транзит", именуемое заказчик, с одной стороны и ООО "Адис", именуемое экспедитор, с другой стороны, заключен договор (б.н.) на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Согласно пункту п.1.2. договора перевозка грузов выполняется экспедитором на основании заявок, которые являются неотъемлемой частью договора.
Разделами 2 и 3 данного договора предусмотрено, что экспедитор обязан получать груз в пункте погрузки и сдавать груз грузополучателям; заказчик обязан своевременно направлять экспедитору, изменять или отменять заявки на предоставление автомобилей; перевозка груза осуществляется по товарно-транспортной накладной, по которой производится прием груза к перевозке, перевозка и сдача груза грузополучателю.
Согласно письменной заявки заказчика от 27 ноября 2012 года в соответствии с договором на перевозку грузов, ООО "Адис" 27 ноября 2012 года предоставил заказчику автомобиль марки DAF FT105.460 государственный регистрационный знак ... с прицепом TRAILIS D-651 регистрационный знак ... для осуществления перевозки груза - пиломатериал (брус), в количестве 30куб.м., весом 21 тонна.
С учетом сведений о количестве и весе перевозимого груза и данных массы автомобиля с прицепом, общая масса транспортного средства и груза должна была составлять 36т. 288кг.
В этой связи доводы защитника о том, что в действиях технического директора ООО "Адис" С.Д. Косорукова отсутствует состав вмененного ему правонарушения, так как в данном случае получение специального разрешения не требовалось, водитель общества согласно путевому листу выехал на незагруженном транспортном средстве, заслуживают внимание.
Имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают, что в данном случае заявителем в ходе исполнения ООО "Адис" принятых на себя обязательств по договору на перевозку грузов, не были соблюдены правила перевозок грузов автомобильным транспортом, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
постановлением начальника ОГИБДД отдела МВД России по Зеленодольскому району от 25 января 2013 года и решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 февраля 2013 года, вынесенные в отношении С.Д. Косорукова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по настоящему делу прекратить за отсутствием в действиях С.Д. Косорукова состава административного правонарушения.
Жалобу С.Д. Косорукова удовлетворить.
Судья И.Н. Сабитов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.