Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе: председательствующего Топоева А.С., судей Морозовой В.Н., Прониной А.В., при секретаре Майнагашевой Т.И. рассмотрела в открытом судебном заседании от 04 июня 2013 года апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования Ширинский район Токмашовой Н.Ю. на решение Ширинского районного суда от 25 марта 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ширинского района в интересах Курогашева П.В. к администрации муниципального образования Ширинский район о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного помещения.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Пекарского А.А., истца Курогашева П.В., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ширинского района в интересах Курогашева П.К. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ширинского района об обязании предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, мотивировал свои требования тем, что Курогашев П.В. относится к категории лиц ... состоящая на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении. С 2012 года имеет право на получение жилья, однако до настоящего времени администрацией муниципального образования Ширинский район жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании прокурор, истец Курогашев П.В. исковые требования поддержали.
Представитель администрации муниципального образования Ширинского района в судебном заседании не присутствовал.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворены.
С решением не согласен представитель ответчика администрации муниципального образования Ширинского района Токмашова Н.Ю ... В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просила решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указала, что предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права других детей, у которых право на получение жилья возникло ранее, чем у Курагашева П.В., а также формирует новый список лиц, нуждающихся в жилых помещениях без учета установленной очередности.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурора Стонт Д.Л. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с принятием Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ утратил силу Закон Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что Курогашев П.В. родился ... , его родителями являлись ФИО9, ФИО10, что подтверждается свидетельством о рождении I-ПВ ... (л.д.9).
Решением Ширинского районного суда от 20 мая 1998 года ФИО9, ФИО10 лишены родительских прав в отношении ребенка Курогашева П.В. (л.д.12).
ФИО10 умерла 26 июля 2002 года, что подтверждается свидетельством о смерти I - ПВ ... (л.д.10).
ФИО9 умер 11 февраля 2005 года, что подтверждается свидетельством о смерти I- ПВ ... (л.д.11).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что Курогашев П.В. является лицом, ...
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационный службы по Республике Хакасия, справкам ... сельсовета, ГУП РХ Управление технической инвентаризации ФИО10, ФИО9, Курогашев П.В. права на объекты недвижимого имущества не имеют.
Постановлением администрации Ефремкинского сельсовета от 06 февраля 2012 года ... -п Курогашев П.В. признан нуждающимся в жилом помещении.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Курогашев П.В. являясь лицом ... нуждающимся в обеспечении жилым помещением, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением нарушаются интересы других детей, оставшихся без попечения родителей, которые стоят на льготной очереди. Данный довод судом оценен и мотивированно отвергнут, судебная коллегия полагает, что выводы суда являются правильными.
В соответствии с абз.2 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В п.24 и 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
По мнению коллегии, имеются основания в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, и не связывая себя доводами жалобы. Поскольку судом были допущены нарушения норм материального и процессуального права, нарушающие законные интересы в области защиты детства и социальной защиты.
Так, разрешая данный спор, суд в своем решении указал, что требуемое жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств бюджета Республики Хакасия.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В соответствии со ст.5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Ответчиком не предоставлено доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указание же в решении источника финансирования исполнения обязательства ставит в зависимость исполнение решения от наличия такого финансирования, тогда как вышеприведенные нормативные акты не связывают реализацию соответствующих социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с наличием либо отсутствием финансового обеспечения.
Таким образом, указание на предоставление жилого помещения Курогашеву П.В. за счет средств бюджета Республики Хакасия подлежит исключению из резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ширинского районного суда от 25 марта 2013 года по настоящему делу изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание о том, что жилое помещение предоставляется за счет средств бюджета Республики Хакасия.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования Ширинский район Токмашовой Н.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Морозова В.Н.
Пронина А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.