Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Петровой Л.С., Рогозина А.А.,
при секретаре Злобиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 27 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" Удмуртской Республики на решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года, которым
исковое заявление ШЛВ к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворено частично.
Признано незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа ШЛВ в зачет медицинского стажа: времени нахождения в отпуске в связи с беременностью и родами и последующем уходе за ребенком с 22.10.1991г. по 18.06.1993г., как 1 год за 1 год и 3 месяца; времени прохождения курсов повышения квалификации с 14.04.2003г. по 15.05.2003г.; с 14.04.2008г. по 13.05.2008г.; с 28.05.2008г. по 30.05.2008г.; с 09.02.2010г. по 10.03.2010г.; времени работы в должности медсестры муниципального автономного учреждения "данные изъяты" " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"" с 01.01.2011г. по 13.02.2012г.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" Удмуртской Республики возложена обязанность зачесть ШЛВ в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью: период нахождения в отпуске в связи с беременностью и родами и последующем уходе за ребенком с 22.10.1991г. по 18.06.1993г., как 1 год за 1 год 3 месяца; периоды прохождения курсов повышения квалификации с 14.04.2003г. по 15.05.2003г.; с 14.04.2008г. по 13.05.2008г.; с 28.05.2008г. по 30.05.2008г.; с 09.02.2010г. по 10.03.2010г.; период работы в должности медсестры муниципального автономного учреждения "данные изъяты" " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"" с 01.01.2011г. по 13.02.2012г. и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении требований ШЛВ о включении вспециальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения ШЛВ, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ШЛВ обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в "данные изъяты" Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением Управления N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении данной пенсии ей было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого стажа лечебной деятельности. При этом ответчик не включил в медицинский стаж периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с 14.04.2003г. по 15.05.2003г., с 14.04.2008г. по 13.05.2008г., с 28.05.2008г. по 30.05.2008г. и с 09.02.2010г. по 10.03.2010г., период отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по 18.06.1993г., а также период работы с 01.01.2011г. с 13.02.2012г. в должности медсестры детского санатория. Кроме того, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 22.10.1991г. по 10.02.1992г. и в отпуска по уходу за ребенком с 11.02.1992г. по 05.10.1992г. включены ответчиком в стаж календарно, а не в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) как работа в сельской местности. Полагая необоснованным указанный подсчет специального стажа, истица просила признать незаконным решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила свои требования, дополнительно просила включить в стаж лечебной деятельности для досрочного назначения пенсии период ее работы с 13.02.2012г. по 13.02.2013г. в должности медсестры детского санатория.
В судебном заседании ШЛВ данные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что период её работы в МАУ " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"" (далее - санаторий " "данные изъяты"") подлежит зачёту в специальный стаж, поскольку санаторий предназначен, в том числе, для лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Представитель Управления САН исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для зачёта спорных периодов в медицинский стаж. Указывал, что санаторий " "данные изъяты"" не является профильным для лечения болезней опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия в нем соответствующих условий и медицинского оборудования для лечения таких болезней, а также отсутствия лицензии на такое лечение.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу решение об отказе в иске. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права. Оспаривает выводы суда о возможности включения в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации, а также возможность льготного исчисления периодов отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком. Считает необоснованным включение в специальный стаж периода работы истца в санатории "данные изъяты"" ввиду недоказанности наличия в нем профилей лечения больных, предусмотренных Списком от 29.10.2002г. N 781.
В возражениях ШЛВ приводит доводы о законности и обоснованности судебного решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, находит решение в части подлежащим отмене.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Из дела следует, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику за досрочным назначением пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". По данному заявлению Управлением принято решение N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии ШЛВ ввиду недостаточности требуемого стажа лечебной деятельности, в медицинский стаж работы в сельской местности истице ответчиком зачтено 22 года 07 месяцев 23 дня.
Как следует из материалов дела, спорными являются следующие периоды:
- с 22.10.1991г. по 10.02.1992г. - период нетрудоспособности в связи с беременностью и родами,
- с 11.02.1992г. по 18.06.1993г. - период отпуска по уходу за ребенком (истица просила включить данные периоды в льготном исчислении - 1 год за 1 год 3 месяца, период с 22.10.1991г. по 05.10.1992г. зачтён ответчиком в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении),
- с 14.04.2003г. по 15.05.2003г., с 14.04.2008г. по 13.05.2008г., с 28.05.2008г. по 30.05.2008г., с 09.02.2010г. по 10.03.2010г. - периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
- с 01.01.2011г. по 13.02.2012г. и с 13.02.2012г. по 13.02.2013г. - период работы в должности медсестры МАУ " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"".
Ответчик оспаривает возможность включения в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации. Полагает, что в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановления Правительства РФ N516 от 11.07.2002г. периоды нахождения на курсах повышения квалификации, не являющиеся периодами работы, не подлежат включению в стаж лечебной деятельности.
Суд с указанными доводами ответчика не согласился. Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными.
На курсах повышения квалификации истица находилась в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09.08.2001г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.04.2010г. по 12.06.2010г. подлежат включению в стаж на основании ст.187 ТК РФ, поскольку за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Из сохраненной заработной платы истицы производились все удержания, в том числе в пенсионный фонд. Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации, законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности отсутствуют, поэтому основания для исключения периодов нахождения на курсах повышения квалификации из периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, отсутствуют.
Ответчик также оспаривает возможность включения в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам. При этом период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 22.10.1991г. по 05.10.1992г. включен ответчиком медицинский стаж в календарном исчислении.
Ответчик со ссылкой на п.5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N516, указывает на возможность зачета в стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком лишь в календарном исчислении.
Суд правомерно признал эти доводы ответчика несостоятельными.
Согласно действовавшего в спорные периоды Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 работникам здравоохранения в сельской местности 1 год работы подлежал зачёту в стаж в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца.
Поскольку основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, его оплата производится через пособие по государственному социальному страхованию, основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, суд пришёл к правильному выводу о том, что период нахождения в отпуске по беременности и родам - это период временной нетрудоспособности, что является гарантией сохранения работодателем трудовых отношений с работником. При этом указанные периоды нетрудоспособности подлежат включению в том же порядке, как и периоды самой работы. Поэтому в соответствии с п.2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464 суд обоснованно зачёл спорные периоды нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) аналогично периодам работы, в течение которых данные отпуска были предоставлены.
Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 11.02.1992г. по 05.10.1992г. обоснованно включен судом в подсчет специального стажа в льготном исчислении на основании пункта 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", из смысла которого следует, что время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска. В указанный спорный период предоставления отпуска по уходу за ребенком истица работала в должности медсестры Орловской МСЧ. Поэтому данный период подлежат зачету в стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) как работа в сельской местности. Выводы суда в этой части коллегия находит правильными.
Разрешая вопрос о включении в стаж спорного периода работы истца с 01.01.2011г. по 13.02.2012г. в должности медицинской сестры в МАУ " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"", суд обоснованно произвел оценку пенсионных прав истца с применением "Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшем педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 (далее по тексту - Список от 29.10.2002г. N 781).
Согласно Списка от 29.10.2002г. N781 в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусмотрены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.
Требования истца о зачете в специальный стаж спорного периода работы в детском санатории "Березка" основаны на том, что данное учреждение осуществляет профильное лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Удовлетворяя требования истца о включении в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" данного периода работы в должности медсестры в детском санатории, суд исходил из доказанности соответствия учреждения, в котором работала истица, Списку от 29.10.2002г. N781.
Вместе с тем, по мнению коллегии, данный вывод суда первой инстанции не подтвержден допустимыми и достаточными доказательствами.
При оценке осуществления санаторием соответствующего профиля лечения больных следует устанавливать, предусмотрено ли уставными документами учреждения, выданной ему лицензией осуществление медицинской деятельности по одному из профилей, предусмотренному Списком от 29.10.2002г. N781, обеспеченность лечебного учреждения врачами специалистами и средним медицинским персоналом для осуществления указанных профильных видов лечения, наличие для этого необходимой материально-технической базы, соответствие объема оказываемых лечебных процедур требованиям медицинских стандартов при лечении больных определенного профиля.
Вместе с тем, из содержания п.2 Устава МУП " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"" определяющем виды деятельности учреждения, не усматривается осуществление данным лечебным учреждением специализированного лечения больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии со ст.12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. N30 (действовало в спорный период до 16.04.2012г.) Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Из материалов дела следует, что лицензия на осуществление медицинской деятельности получена МАУ " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ
Данной лицензией, в частности, предусмотрено оказание услуг при осуществлении санаторно-курортной помощи по педиатрии.
Таким образом, ни учредительные документы санатория, ни лицензия на право занятия медицинской деятельностью не позволяют сделать вывод о направленности его медицинской деятельности на оказание санаторной помощи больным с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В подтверждение своих выводов о наличии в санатории " "данные изъяты"" профильного лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата суд необоснованно сослался на лицензию, выданную МУЗ " "данные изъяты" центральная районная больница" (далее - МУЗ " "данные изъяты" ЦРБ", в составе которой до ДД.ММ.ГГГГ находился санаторий, поскольку в спорный период истица работала в МАУ " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"", являющийся самостоятельным учреждением, деятельность которого может осуществляться лишь в рамках выданной этому учреждению лицензии.
Кроме того, в зависимости от медицинского профиля санатории обеспечиваются необходимыми кадрами врачей-специалистов, соответствующими лечебно-диагностическими кабинетами, лабораториями и оборудованием.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается обеспеченность санатория " "данные изъяты"" врачами-специалистами для осуществления профильного лечения больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Так, согласно имеющихся в деле пояснительных записок к годовым отчетам за 2010-2012 г.г. в штате санатория имеется лишь один врач, сведения о наличии в штате учреждения врачебного персонала указанного профиля лечения больных нет. В представленных пояснительных записках к годовым отчетам за 2010-2012г. также указано на общесоматический профиль данного детского санатория " "данные изъяты"".
Наличие в перечне оказываемых санаторием услуг массажа и ЛФК также не позволяет сделать вывод о его специализации на лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, учитывая объем и перечень предусмотренных "Стандартом санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани" (утвержден приказом Минздрава РФ от 22.11.2004г. N208) конкретных видов лечебных процедур, необходимых для лечения больных данного профиля.
С учетом изложенного вывод суда об отнесении МАУ " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"" к специализированным санаториям, предусмотренным п. 21 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29.10.2002г. N781 нельзя признать доказанным. Поэтому основания для включения спорного периода работы истца в указанном санатории в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" отсутствуют.
Поскольку без учета данного спорного периода работы с 01.01.2011г. по 13.02.2012г. стаж лечебной деятельности истицы в сельской местности не достигает требуемых 25 лет, требования ШЛВ о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года в части удовлетворения требований ШЛВ о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе зачета в медицинский стаж периода ее работы с 01.01.2011г. по 13.02.2012г. в должности медицинской сестры муниципального автономного учреждения "данные изъяты" района " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"", возложении на ответчика обязанности включить данный период в стаж и досрочно назначить ШЛВ трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с ДД.ММ.ГГГГ отменить. Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований ШЛВ о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из стажа для досрочного назначения пенсии периода ее работы с 01.01.2011г. по 13.02.2012г. в должности медицинской сестры муниципального автономного учреждения "данные изъяты" района " "данные изъяты" детский санаторий " "данные изъяты"", возложении на ответчика обязанности включить этот период в стаж и досрочно назначить ШЛВ трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с ДД.ММ.ГГГГ отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" Удмуртской Республики удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.