Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Петровой Л.С., Рогозина А.А.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 3 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Каракулинский район" на решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года, которым исковые требования прокурора Каракулинского района удовлетворены.
На муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения " К***" возложена обязанность в срок до 1 октября 2013 года обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на второй этаж здания поликлиники путем обеспечения функционирования лифтовых установок.
На администрацию муниципального образования "Каракулинский район" возложена обязанность в срок до 1 августа 2013 года обеспечить финансирование на функционирование и обслуживание лифтовых установок в здании поликлиники К***.
Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителей ответчика администрации МО "Каракулинский район" С.А.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), К.В.А. (доверенность от доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения главного врача МБУЗ " К***" В.А.Б,, прокурора Н.Р.Н., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каракулинского района Удмуртской Республики обратился к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Каракулинского района " К*** и администрации МО "Каракулинский район" с иском о возложении на МБУЗ " К*** обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на второй этаж здания поликлиники МБУЗ " К***" путем обеспечения функционирования лифтовых установок в данном здании в срок до 1 октября 2013 года; возложении на администрацию МО "Каракулинский район" обязанности обеспечить финансирование на функционирование и обслуживание лифтовых установок в здании поликлиники.
В обоснование указал, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации обязаны создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки было выявлено нарушение "МБУЗ К***" прав указанных лиц на обеспечение беспрепятственного доступа на второй этаж здания поликлиники - не функционирующие в связи с не заключением договора на их обслуживание лифтовые установки, что ущемляло права перечисленных категорий лиц на получение медицинской помощи ввиду затруднения доступа на второй этаж, где находятся кабинеты лечащих врачей. Поскольку здание поликлиники находится в муниципальной собственности, обязанность обеспечить финансирование указанных мероприятий должна быть исполнена учредителем - администрацией МО "Каракулинский район", которая представление прокурора об устранении нарушений закона от 7 ноября 2012 года добровольно не исполнила.
В ходе рассмотрения дела помощник прокурора Каракулинского района К.А.С. требования поддержал по приведенным выше основаниям.
Представитель ответчика МБУЗ " К***" И.М.В., возражая против иска, указала, что в штатном расписании поликлиники должность лифтера и механика по обслуживанию лифтов отсутствует, для функционирования лифтовых установок необходимо заключить договор на их обслуживание, а также выделить денежные средства на их надлежащую эксплуатацию. Сослалась на отсутствие нарушения прав инвалидов в связи с возможностью организовать прием маломобильных групп на первом этаже поликлиники.
Представители ответчика администрации МО "Каракулинский район" С.А.Г., К.В.А., возражая против иска, указали, что у администрации в связи с передачей здания в оперативное управление МБУЗ " К***" отсутствует обязанность по финансированию поликлиники; финансирование поликлиники осуществляется из бюджета Удмуртской Республики путем распределения субвенций по муниципальным образованиям. МБУЗ " К***" не относится к муниципальным казенным и автономные муниципальные учреждениям, финансирование которых осуществляется органами местного самоуправления.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Каракулинский район", ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение в части требований к администрации Каракулинского района отменить. Указывает на исправность пассажирского лифта, закрепленного вместе с зданием поликлиники на праве оперативного управления за МБУЗ " К***". Указывает, что выделенные МО "Каракулинский район" из бюджета Удмуртской Республики субвенции на организацию оказания медицинской помощи в 2013 году направляются МБУЗ " К***", которое самостоятельно распределяет выделенные ей средства согласно сметы расходов. Истцом не представлено доказательств отсутствия у МБУЗ " К***" средств на финансирование лифта, а также наличия либо отсутствия договора на обслуживание лифта.
Указывает, что суд необоснованно применил нормы ст. 161 БК РФ, закрепляющей правовое положение казенных учреждений, поскольку " К***" является бюджетным учреждением и в силу ст. 162 БК РФ самостоятельно составляет и исполняет бюджетную смету, то есть определяет свои расходы, в том числе на функционирование оборудования, необходимого для осуществления своей деятельности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Каракулинского района и МБУЗ " К***" выражают несогласие с изложенными в нем доводами, полагая, что решение является законным и обоснованным.
На основании части 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность принятого по делу судебного постановления проверена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, двухэтажное здание поликлиники МБУЗ " К***" находится в собственности МО "Каракулинский район" и постановлением администрации муниципального образования N от 31 мая 2011 года закреплено на праве оперативного управления за МБУЗ " К***".
Здание имеет две лифтовые установки, которые учреждением не используются, что затрудняет возможности доступа инвалидов и других маломобильных групп населения на второй этаж поликлиники, где расположены кабинеты врачей, эндоскопический кабинет, кабинет функциональной диагностики, зал ЛФК. Иными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов на второй этаж, здание не оборудовано.
Разрешая спор, суд руководствовался пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384 "Технический регламент зданий и сооружений", частью 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Уставом МБУЗ " К***" и пришел к выводу о наличии основании для удовлетворения требований прокурора в полном объеме.
Выводы суда о наличия нарушения прав инвалидов и маломобильных групп населения на второй этаж здания поликлиники со стороны МБУЗ " К***" и необходимости возложения на последнее обязанности обеспечить эксплуатацию лифтовых установок на основании ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" являются правильными.
Вместе с тем, с выводами суда о необходимости удовлетворения требований к администрации МО "Каракулинский район" судебная коллегия согласиться не может.
Удовлетворяя указанные требования, суд исходил из того, что в силу установленной ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности органа местного самоуправления создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также в силу ст. 210 ГК РФ, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, администрация МО "Каракулинский район" обязана обеспечить функционирование лифтовых установок в здании поликлиники МБУЗ " К***" и их обслуживание, обеспечив МБУЗ " К***" необходимым для этого финансированием.
Суд также сослался на абзац 6 пункта 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ), положения ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" которыми предусмотрено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, осуществляющего деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета, а также нормы бюджетного законодательства - ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, определяющую правовое положение казенных учреждений, сделав вывод о том, что возложение обязанности по устранению имеющих место нарушений законодательства о социальной защите инвалидов только на бюджетное учреждение, без возложения обязанности по обеспечению финансирования эксплуатации лифтовых установок на собственника имущества и учредителя бюджетного учреждения не соответствует приведенным выше нормам права.
По мнению судебной коллегии, вывод суда о необходимости возложения на администрацию МО "Каракулинский район" обязанности обеспечить финансирование функционирования и обслуживания лифтовых установок в здании поликлиники К*** на основании ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в рамках установленной данной нормой обязанности органов местного самоуправления создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры как собственника здания и расположенных в нем лифтов являются ошибочным, как и вывод о возможности возложения на администрацию МО "Каракулинский район" обязанности финансирования как учредителя МБУЗ К***", поскольку по смыслу ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по надлежащей эксплуатации лифтовых установок лежит на МБУЗ " К***", в оперативном управлении которого находится данное имущество, а решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального района, в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, и в силу ст.ст. 10, 12 Конституции РФ суд не вправе обязать орган местно самоуправления принять решение о финансировании муниципального бюджетного учреждение здравоохранения в целях устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части подлежит отмене как незаконное и необоснованное, в обсуждение иных доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не входит.
По требованиям к администрацию МО "Каракулинский район" судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора к администрации МО "Каракулинский район" отказать, апелляционную жалобу МО "Каракулинский район" - удовлетворить.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года отменить в части возложения на администрацию МО "Каракулинский район" обязанности в срок до 1 августа 2013 года обеспечить финансирование на функционирование и обслуживание лифтовых установок в здании поликлиники МБУЗ " К***".
В указанной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики о возложении на администрацию МО "Каракулинский район" обязанности по обеспечению финансирования на функционирование и обслуживание лифтовых установок в здании поликлиники МБУЗ " К***" отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации МО "Каракулинский район" удовлетворить.
Председательствующий Глухова И.Л.
Судьи Петрова Л.С.
Рогозин А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.