Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Рогозина А.А., Петровой Л.С.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 03 июня 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе МЛП на решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 12 марта 2013 года, которым
в удовлетворении исковых требований МЛП к отделу социальной защиты населения в "данные изъяты", Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании незаконными действий отдела социальной защиты населения в "данные изъяты" по отказу в выдаче удостоверения о праве на льготы, предоставленные вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны, возложении обязанности на отдел социальной защиты в "данные изъяты" выдать ей удостоверение вдовы умершего инвалида войны отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Отдела социальной защиты населения в "данные изъяты" Удмуртской Республики СОН и представителей Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики УМА и СМС, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МЛП обратилась в суд с иском к Отделу социальной защиты населения в "данные изъяты" Удмуртской Республики (далее - ОСЗН в "данные изъяты" УР) и Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - МСЗН УР) о признании за ней права на льготы как вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) и возложении обязанности выдать удостоверение о праве на льготы. В обоснование указала, что её супруг МАФ имел право на льготы, предусмотренные для инвалидов войны, что подтверждает выданное ему ОСЗН Администрации МО " "данные изъяты"" удостоверение инвалида о праве на льготы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОСЗН в "данные изъяты" УР с заявлением о выдаче удостоверения о праве на льготы, предоставляемые вдове умершего инвалида войны в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах"), в выдаче которого письмом ОСЗН в "данные изъяты" УР от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Полагает данный отказ незаконным, поскольку, будучи вдовой умершего инвалида, имевшего право на установленные для инвалидов ВОВ льготы, также имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.21 ФЗ "О ветеранах". Поэтому истица просила признать за ней право на льготы как вдове умершего инвалида ВОВ, признать незаконными действия ОСЗН в "данные изъяты" УР по отказу в выдаче ей удостоверения о праве на данные льготы, обязав ответчика выдать ей такое удостоверение.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила свои требования, просила признать незаконными действия ОСЗН в "данные изъяты" УР по отказу в выдаче ей удостоверения о праве на льготы, предоставляемые вдове умершего инвалида ВОВ, выдать ей удостоверение вдовы умершего инвалида войны.
В судебном заседании МЛП на удовлетворении данных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ОСЗН в "данные изъяты" УР СОН, предстваители МСЗН УР СМС и УМА исковые требования не признали. Пояснили, что супругу истицы предоставлялись меры социальной поддержки и право на льготы, предусмотренные для инвалидов войны, однако инвалидом войны (либо боевых действий) он признан не был, поэтому истица не имеет статуса супруги умершего инвалида войны и не имеет право на льготы, предусмотренные указанным статусом.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МЛП просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права. Указывает, что она имеет право на льготы, предусмотренные для вдов инвалидов войны, поскольку является членом семьи умершего военнослужащего, ставшего инвалидом вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, приравненного по льготам к инвалидам войны, и умерший в результате заболевания, полученного им при исполнении иных обязанностей военной службы, а именно при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. Полагает, что судом дано неверное толкование п.3 ст.21 Закона РФ "О ветеранах".
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установлены значимые обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МАФ являлся ветераном подразделений особого риска, согласно удостоверению серии "данные изъяты" N, выданному ДД.ММ.ГГГГ Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, имел право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "б" Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 2123-1.
ДД.ММ.ГГГГ МАФ была установлена 3 группа инвалидности, причиной инвалидности в Справке Сер "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51) указано "увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска". С ДД.ММ.ГГГГ МАФ бессрочно установлена 2 группа инвалидности с указанием вышеуказанной причины инвалидности (л.д.33).
Решением Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск МАФ к Администрации МО "данные изъяты" УР, которым за МАФ признано право на льготы, предусмотренные законодательством для инвалидов войны, на Администрацию МО " "данные изъяты"" УР в лице отдела социальной защиты населения возложена обязанность выдать МАФ удостоверение инвалида о праве на льготы.
На основании данного судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ МАФ было выдано удостоверение серии "данные изъяты" N как инвалиду 2 группы, имеющему право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ МАФ умер.
ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН в "данные изъяты" УР отказал супруге умершего МАФ МЛП в выдаче удостоверения вдовы инвалида войны.
Истица оспаривает отказ в выдаче ей удостоверения о праве на льготы, предоставляемые вдове умершего инвалида ВОВ, полагая, что на нее как на супругу лица, имевшего право на установленные для инвалидов ВОВ льготы, распространяются предусмотренные ст.21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки.
Суд признал требования истца необоснованными. Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и не подлежат переоценке.
Так, статьей 21 ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Согласно п.1 ст.21 данного ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.21 данного Федерального закона определен круг членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которым предусмотренные данной статьей меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Перечень лиц, который законодателем отнесен к инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий определен в статье 4 ФЗ "О ветеранах".
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, МАФ к числу инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, указанных в ст.4 ФЗ "О ветеранах", не относился.
Согласно п.3 ст.21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются также на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Вместе с тем, данные положения п.3 ст.21 ФЗ "О ветеранах" на истицу не распространяются, поскольку смерть ее супруга МАФ не связана с его гибелью при исполнении обязанностей военной службы.
В рамках реализаций положений ФЗ "О ветеранах" постановлением Министерства труда РФ от 11.10.2000г. N69 была утверждена "Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в п.2.16 которой определен порядок выдачи удостоверений о праве льготы, установленные ст.21 ФЗ "О ветеранах".
Так, согласно п.2.16 данной Инструкции права и льготы, установленные ФЗ "О ветеранах" предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.
Таким образом, поскольку предусмотренные ст.21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки предоставляются только супруге умершего (погибшего) инвалида ВОВ, инвалида боевых действий, либо супруге военнослужащего погибшего при исполнении обязанностей военной службы, к числу которых МАФ не относился, а на него лишь распространялись установленные для инвалидов войны меры социальной поддержки, правомерным является вывод суда об отсутствии у истца права на льготы, предоставляемые вдове умершего инвалида войны.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в решении суда. При разрешении дела судом не допущено неправильного толкования действующего законодательства нарушений и каких-либо нарушений в применении норм материального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МЛП - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.