Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Самылова Ю.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 07 мая 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Овсова К.В. на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 21 января 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Овсова К.В. к администрации города Владимира о признании незаконным и необоснованным решения от **** (протокол ****) комиссии администрации г.Владимира по реализации на территории города подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" об отказе во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N342-ФЗ и в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно на основании п.9 Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением **** от **** ****; об обязании администрации г.Владимира включить в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N342-ФЗ; об обязании администрации г.Владимира предоставить в собственность бесплатно жилое помещение на семью из двух человек общей площадью из расчета не менее **** кв.м. на человека в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N342-ФЗ за счет средств федерального бюджета - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения истца Овсова К.В., представителя истца Аверина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика Лебедевой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овсов К.В. обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к администрации города Владимира о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N342, об обязании включить его в указанный список и предоставить ему на семью из двух человек в собственность бесплатно жилое помещение общей площадью из расчета не менее **** кв.м. на человека в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N342.
В обоснование иска указал, что в **** году по достижении предельного возраста пребывания на военной службе был уволен в запас; общая продолжительность срока военной службы составляет **** лет, и с **** он стоит на учете в г.Владимире в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи **** человека (он и супруга Фио1.). Он зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: ****, в котором совместно с ним зарегистрированы и постоянно проживают: его супруга Фио1., совершеннолетние сыновья Фио2 и Фио3
Решением Комиссии администрации г. Владимира по реализации на территории города подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" от **** (протокол ****) ему отказано во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ и в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно на основании п. 9 Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от **** ****. Считал данное решение незаконным, нарушающим его конституционное право на жилище и противоречащим требованиям ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ, так как в заседании комиссии он или его представитель участия не принимали, о дате, времени и месте её проведения не уведомлялись, о принятом решении он был уведомлен посредством почтовой связи. Также не согласен с причиной отказа, а именно: неполное представление им документов - отсутствие обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения. Указал, что принятое решение нарушает его права и свободы, а также создает препятствия к осуществлению им прав и свобод. Считал, что в соответствии с перечнем документов, необходимых для включения в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, указанным в п.8 Порядка, им к заявлению в администрацию г.Владимира были представлены все требующиеся документы, в том числе документальное подтверждение невозможности получения обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения от зарегистрированных и проживающих в настоящее время его совершеннолетних сыновей Фио2 и Фио3 (а именно: решение Петушинского районного суда Владимирской области от ****). В то же время он с супругой обязались сняться с регистрации по месту постоянного проживания в **** и выселиться из занимаемого в настоящее время жилого помещения в случае предоставления им иного жилья. Полагал, что ими выполнены все условия, необходимые для принятия органом местного самоуправления - администрацией г. Владимира, положительного решения о включении его в соответствующий список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно. Полагал, что утверждение ответчика о необходимости сдачи (отчуждения) им и членами его семьи занимаемого ими жилого помещения, расположенного в ****, положенное в основу оспариваемого решения органа местного самоуправления, основано на неправильном толковании норм материального права. Считал, что имеет право на получение жилого помещения в собственность бесплатно для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения с военной службы на семью из **** человек (с учетом члена его семьи - супруги Фио1.) обшей площадью из расчета не менее **** кв.м. на человека.
В судебном заседании истец Овсов К.И. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - администрации г.Владимира - по доверенности Лебедева С.В. иск не признала. Пояснила, что Овсов К.И. постановлением главы администрации Фрунзенского района г. Владимира от **** **** составом семьи **** человека был поставлен на очередь на получение жилой площади по списку офицеров запаса.В выписке из личного дела Фрунзенского райвоенкомата г. Владимира от **** указан состав его семьи: жена Фио1, сыновья Фио3, Фио2.Согласно акту проверки жилищных условий от **** истец с женой Фио1., сыном Фио3, сыном Фио2 занимает ****-комнатную квартиру, жилой площадью **** кв.м., по адресу: ****, предоставленную Овсову К.В. в связи с прохождением военной службы в ****. **** Овсов К.В. обращался в администрацию г. Владимира с заявлением о предоставлении ему с супругой Фио1 жилого помещения в собственность бесплатно, и решением комиссии от **** (протокол ****) ему было отказано во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ, и в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно на основании п.9 Порядка - в связи с неполным представлением документов, указанных в п. 8 Порядка, а именно отсутствием обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения. О принятое комиссией решение истец не обжаловал.
Также **** Овсов К.В. вновь обратился в администрацию г. Владимира с заявлением о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, предоставив решение Петушинского районного суда от ****, которым оставлен без удовлетворения его иск к Фио3, Фио2 о выселении из квартиры по указанному выше адресу без предоставления другого жилого помещения; выписку из поквартирной карточки от **** ****, согласно которой в этой квартире зарегистрированы истец с супругой и Фио2, Фио3 копию лицевого счета квартиросъемщика ****, согласно которому в **** комнатной квартире общей площадью **** кв.м., жилой - **** кв.м. по адресу: **** постоянно проживают квартиросъемщик Овсов К.В., Фио1 - жена, Фио2 - сын, Фио3 - сын; уведомление от **** об отсутствии в ЕГРП сведений о правах Овсова К.В. и Фио1 на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества. Решением комиссии от **** (протокол ****) Овсову К.В. отказано во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно в связи с отсутствием обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения, а также несоответствием заявления установленной форме.
Считала решение комиссии от **** соответствующим действующему законодательству, указав, что решение Петушинского районного суда от **** не освобождает истца от обязанности предоставления обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения для включения в указанный список граждан. Пояснила, что из содержания ст.ст. 15, 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что право на обеспечение жильем для постоянного проживания предоставляется военнослужащим один раз, что предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение перед предоставлением ему жилого помещения по избранному месту жительства. Также просила о применении последствий срока давности обращения в суд, поскольку о принятом комиссией решении от **** заявитель был извещен письмом администрации г. Владимира от **** ****, которое было направлено ему по почте ****, а **** Овсов К.В. написал заявление в управление по учету и распределению жилой площади администрации г. Владимира о выдаче ему решения комиссии от **** в части отказа ему во включении в список на обеспечение жильем. Настоящее исковое заявление заявитель направил почтой ****, то есть по истечении трех месяцев со дня, когда он узнал об отказе во включении в список на обеспечение жильем. Уважительные причины пропуска срока им не приведены, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Третье лицо Овсова Г.Т. в судебное заседание не явилась, представила
заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, полагая иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Овсов К.В. просил об отмене данного решения как незаконного, ссылаясь на неправильное применение и истолкование судом норм материального закона.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствии третьего лица Овсовой Г.Т., извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в её пределах в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления" определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Как следует из материалов дела, **** Овсов К.В., **** уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 48 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и направлен на воинский учет во Фрунзенский РВК г. Владимира. Выслуга лет Овсова К.В. составила ****, что подтверждается выписками из приказа Командующего **** от **** **** и приказа **** от **** ****.
Согласно выписке из личного дела Фрунзенского райвоенкомата г. Владимира от **** состав семьи Овсова К.В.: жена Фио1, сын Фио3, **** года рождения, сын Фио2, **** года рождения.
Судом установлено, что на основании решения **** от **** ****, решения **** от **** ****, ордера **** от **** **** Овсову К.В. в связи с прохождением военной службы в Петушинском райвоенкомате органом местного самоуправления на семью из **** человек предоставлена квартира по адресу: ****. В **** году между **** и Овсовым К.В. заключен договор социального найма квартиры по адресу: ****.
Постановлением главы администрации Фрунзенского района г. Владимира от **** **** Овсов К.В. составом семьи **** человека был поставлен на очередь на получение жилой площади по списку офицеров запаса, очередь ****. Состав семьи **** человека при постановке на очередь на получение жилой площади определен Овсовым К.В. в его заявлении.
**** Овсов К.В. обратился в администрацию г. Владимира с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в собственность бесплатно, представив необходимые документы, в том числе решение Петушинского районного суда Владимирской области от ****, которым ему отказано в выселении Фио3 Фио2 из жилого помещения по адресу: ****, без предоставления другого жилого помещения.
Решением комиссии по реализации на территории города подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы от **** (протокол ****) Овсову К.В. отказано во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N 342-ФЗ и в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно на основании п. 9 Порядка, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от **** ****, в связи с неполным предоставлением документов, указанных в п. 8 Порядка, а именно отсутствием обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения. Также комиссия указала, что очередник обратился с заявлением не по установленной форме.
О принятом комиссией решении от **** (протокол ****) Овсов К.В. был извещен письмом администрации г. Владимира от ****, что подтверждается сведениями из журнала рассылки документов по почте **** за **** (л.д.71-72) и не отрицалось истцом.
Проанализировав положения Федерального закона от 27.05.1998г. N176-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа администрации города Владимира во включении Овсова К.В. в список уволенных военнослужащих в целях обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N342-ФЗ.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно законности обжалуемого заявителем решения комиссии от ****с учетом следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п. 8 названного выше Порядка, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от **** ****, для включения в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ, граждане предоставляют в орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан, заявление по форме согласно приложению **** к Порядку,в которой содержатся подлежащие заполнению реквизиты, расписка в информировании об условиях обеспечения жилым помещением, согласие с заявлением совершеннолетних членов семьи, а также перечисленные в п.8 Порядка документы, в том числе: обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения по форме согласно приложению **** к Порядку - в случаях, указанных в п.п. "б" и "в" п.4 настоящего Порядка.
В соответствии с п.п. "б" п. 4 данного Порядка предоставление жилых помещений или единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения по нормам, указанным в п. 3 настоящего Порядка ( **** кв.м общей площади на человека), осуществляется в случае, если гражданами, проживающими на основании договора социального найма в жилых помещениях находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения не освобождать занимаемое по договору социального найма жилое помещение, жилое помещение предоставляется гражданину по нормам, указанным в п. 3 настоящего Порядка, за вычетом общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом предоставление жилого помещения гражданину осуществляется только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее **** кв.м. В остальных случаях предоставление жилого помещения гражданину возможно при выполнении им условий, предусмотренных п.п. "б" и "в" п.4 настоящего Порядка.
Согласно п.9 Порядка в случае, если гражданином не представлены или представлены не все документы, указанные в п. 8 указанного Порядка, во включении в список ему отказывается, о чем он письменно уведомляется с указанием мотивов принятого решения и возвратом представленных документов (если таковые были частично представлены).
Материалами дела установлено, что к заявлению от **** Овсовым К.В. были приложены: копия решения Петушинского районного суда Владимирской области от ****; выписка из поквартирной карточки от **** ****, согласно которой в указанной выше квартире зарегистрированы: Овсов К.В., Фио1 Фио2, Фио3.; копия лицевого счета квартиросъемщика ****, согласно которому в ****-комнатной квартире общей площадью **** кв.м, жилой площадью **** кв.м постоянно проживают квартиросъемщик Овсов К.В., Фио1 - жена, Фио2 - сын, Фио3 - сын; уведомления от **** об отсутствии в ЕГРП сведений о правах собственности Овсова К.В. и
Фио1 на объекты недвижимого имущества.
Ссылка суда первой инстанции о том, что заявление Овсова К.В. в администрацию г. Владимира от **** (л.д.67) о предоставлении
жилого помещения в собственность бесплатно не соответствует форме согласно Приложению **** к указанному выше Порядку, является правильной, однако это обстоятельство по смыслу п.9 Порядка не является основанием для отказа во включении истца в список для обеспечения жилым помещением в собственность.
Также по делу установлено, что Овсовым К.В. обязательство о сдаче **** квартиры, расположенной по адресу: ****, не представлено.
Истец в судебном заседании не отрицал данного обстоятельства, указав, что он с супругой согласен на освобождение жилого помещения по месту жительства в **** и снятие с регистрационного учета, но не имеет возможности дать обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения, поскольку взрослые сыновья Фио2 и Фио3 не согласны с этим. В связи с этим, для обоснования объективной невозможности предоставления требуемого обязательства об освобождении **** квартиры в ****, при обращении в администрацию г.Владимира он представил решение Петушинского районного суда от ****, которым отказано в их выселении из спорного жилого помещения.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия полагает, что в данном конкретном случае Овсову К.В. не обеспечены права на улучшение жилищных условий, равные с предусмотренными для уволенных в запас военнослужащих, установленные законодательством, действовавшим в период его принятия на учет по списку **** составом семьи **** человека.
В соответствии с ч.6 ст.15 Закона РФ от 22.01.1993г. N4338-1 "О статусе военнослужащих" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей подлежали обеспечению органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте постоянном месте жительства.
Согласно п.2.1. ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.10.2010г. N342-ФЗ) в настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с данным Федеральным законом гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 данного Федерального закона.
Части 1, 3 ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливают нормы предоставления военнослужащему площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма (18 кв.м. общей площади на одного человека), а также о возможности предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения (не более 9 кв.м. общей площади жилого помещения в общей сложности).
При этом в силу п.13 ст.15 названного Федерального закона постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности лиц данной категории или забронированных ими в других регионах страны).
Овсов К.В. имеет требуемую продолжительность военной службы, после увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе до **** принят органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях, как избравший местом жительства ****, составом семьи **** человека (истец и супруга Фио1
Статьей 23 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ, как в действующей редакции, так и в более ранних редакциях, предусматривала право военнослужащих не быть уволенным с военной службы без их согласия по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилого помещения.
При этом в силу нормы данной статьи и положений Правил о порядке учета военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N1054, обязанность органов исполнительной власти (местного самоуправления) по обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке военнослужащих, уволенных по указанным выше основаниям, возникает, в том числе при условии выбора бывшими военнослужащими иного населенного пункта для последующего постоянного проживания, чем тот населенный пункт, где они были уволены с военной службы.
Овсов К.В. согласился быть уволенным и выразил намерение получить жилое помещение по избранному месту жительства; ****, избранный истцом для последующего проживания, является иным населенным пунктом, чем тот населенный пункт, где он был уволен с военной службы ( ****).
Учитывая сложившуюся конкретную ситуацию, что Овсов К.В. с **** года состоит в очереди нуждающихся по списку **** составом семьи **** человека и просил о предоставлении жилого помещения в собственность на указанный состав семьи по избранному постоянному месту жительства; ранее не обеспечивался жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, что свидетельствует о его праве на это обеспечение; принимая во внимание, что представленные им документы объективно подтверждают невозможность освобождения (сдачи) им жилого помещения, предоставленного органом местного самоуправления **** в ****, отсутствие доказательств того, что им и членами семьи при предоставлении муниципального жилья по месту службы давалось обязательство о сдаче этого жилого помещения, отказ администрации г.Владимира во включении Овсова К.В. в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом N342-ФЗ и в предоставлении в собственность бесплатно жилого помещения на состав семьи **** человека, является незаконным.
Вместе с тем, разрешая доводы представителя ответчика относительно пропуска заявителем срока обращения в суд с обжалованием принятого комиссией решения, суд первой инстанции правильно оценил в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленные доказательства и верно применил положения ст.256 ГПК РФ, согласно которым гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Установлено, что о принятом Комиссией по реализации на территории города подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" решении от **** (протокол ****) Овсов К.В. был уведомлен письмом от **** за подписью **** (л.д.70), которым были также возвращены представленные заявителем документы, что не отрицалось истцом в суде первой и апелляционной инстанций, а также подтверждается заявлением Овсова К.В. от **** в адрес Управления по учету и распределению жилых помещений администрации г.Владимира с просьбой выдать решение указанной комиссии от **** (протокол ****) в части отказа ему во включении в список по обеспечению жильем (л.д.73).
То есть судом бесспорно установлено, что о нарушении своих прав Овсову К.В. стало известно не позднее ****, а в суд с требованием об оспаривании данного решения заявитель обратился, направив заявление ****, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного ст.256 ГПК РФ.
Доводы Овсова К.В. о том, что о нарушении его жилищных прав ему стало известно после получения на руки в **** года копии текста решения комиссии, не могут быть приняты во внимание, поскольку в письме администрации г.Владимира от **** заявителю подробно, со ссылкой на нормативные правовые акты, разъяснено каким решением и по какой причине ему отказано во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N342-ФЗ, с указанием на конкретный отсутствующий документ. Кроме того, ранее, при обращении Овсова К.В. в **** году в администрацию г.Владимира с таким же заявлением в письме администрации г.Владимира от **** ему было отказано во включении в указанный список граждан по аналогичному основанию (решение комиссии от **** заявитель не обжаловал).
Следовательно из полученного из администрации г.Владимира мотивированного ответа (с указанием причин отказа) от **** Овсову К.В. по состоянию на **** было известно о нарушении его права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно. Уважительных причин пропуска трехмесячного срока обращения в суд заявителем не представлено и ходатайства о восстановлении срока не заявлено.
Учитывая, что в соответствии с ч.2 ст.256 ГПК РФ причины пропуска срока обращения в суд являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, принимая во внимание отсутствие уважительных причин пропуска срока обращения в суд и ходатайства о его восстановлении, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о применении последствий пропуска срока обращения в суд по требованию Овсова К.В. об обжаловании решения комиссии от ****.
Поскольку требования Овсова К.В. об обязании администрации г. Владимира включить его в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N 342-ФЗ и предоставить ему в собственность бесплатно жилое помещение на семью из **** человек из расчета не менее **** кв.м. на человека являются производными от требования об оспаривании решения комиссии, в удовлетворении которого судом отказано в связи с пропуском срока обращения в суд, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении указанных выше требований являются верными.
Таким образом, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда относительно обоснованности применения последствий пропуска срока обращения в суд.
При этом решение по настоящему делу не препятствует повторному обращению Овсова К.В. в администрацию г.Владимира с заявлением о включении его в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом N342-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овсова К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.