судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.,
судей: Василенко С.К., Асатиани Д.В.,
при секретаре Стрепетовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области по доверенности Горбачевой И.А.
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 13 марта 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Лазаревой Л. Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении и выплате социального пособия, понуждении к назначению и выплате социального пособия - удовлетворить.
Признать незаконным действие Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области по отказу в назначении и выплате Лазаревой Л. Н. ежемесячного социального пособия при увольнении в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания в течении 5 лет с момента увольнения.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области назначить и выплачивать Лазаревой Л. Н. ежемесячное социальное пособие при увольнении в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания в течении 5 лет с моменту увольнения.
Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области в пользу Лазаревой Л. Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... ", расходы по оплате услуг представителя в размере " ... ", отказав в остальной части требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере " ... ".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К., объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области по доверенности Горбачевой И.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя Лазаревой Л.Н. по доверенности Журба А.В., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Лазарева Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ МВД Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении и выплате социального пособия, понуждении к назначению и выплате социального пособия.
Свои требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах внутренних дел России.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Волгоградской области N " ... "-НС от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России по основаниям пункта "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ - по сокращению штатов.
В соответствии с расчетом выслуги лет для социального пособия, составленного заместителем начальника отряда по работе с кадрами, выслуга лет Лазаревой Л.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 15 лет 00 месяцев 02 дня. Указанный расчет был предоставлен на проверку и согласование в ОПО ЦФО Главного управления, которым был исключен у истца из выслуги лет период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождения ее службы в органах внутренних дел в качестве стажера на должности радиотелефониста 9 пожарной части 3 отряда государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области.
Указывает, что в связи с исключением ответчиком из ее выслуги лет в календарном исчислении периода прохождения службы в органах внутренних дел в качестве стажера, она неправомерно лишена ответчиком права получать в течение 5 лет ежемесячное социальное пособие на основании п. 18 Постановления N 941, просит суд признать незаконными действия ГУ МВД России по Волгоградской области об отказе в назначении и выплате ежемесячного социального пособия при увольнении в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания в течении 5 лет с момента увольнения и обязать ГУ МВД России по Волгоградской области назначить и выплачивать ей ежемесячное социальное пособие при увольнении в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания в течении 5 лет с момента увольнения. Так же просит взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате услуг представителя в размере " ... ", а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... ".
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности Горбачева И.А., обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности Горбачева И.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
В соответствии с частью 1 статьи 321.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда первой инстанции при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащих определяется Правительством Российской Федерации.
Этот порядок определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 г. N 941, которым установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрены основания, порядок назначения и выплаты единовременного пособия и ежемесячного социального пособия, выплачиваемых при увольнении указанным в этом постановлении лиц.
Подпункт "б" п. 17 данного Постановления определено выплачивать при увольнении со службы единовременное пособие лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третий и четвертый пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров. Лицам рядового начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, соответствующий размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.
Судом установлено, что Лазарева Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах внутренних дел России.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Волгоградской области N " ... "-НС от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России по основаниям пункта "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ - по сокращению штатов.
В соответствии с расчетом выслуги лет для социального пособия, составленного заместителем начальника отряда по работе с кадрами, выслуга лет Лазаревой Л.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 15 лет 00 месяцев 02 дня.
Указанный расчет был предоставлен на проверку и согласование в ОПО ЦФО Главного управления, которым был исключен у истца из выслуги лет период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть прохождения ее службы в органах внутренних дел в качестве стажера на должности радиотелефониста 9 пожарной части 3 отряда государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области, в связи с тем, что правовых оснований для включения в стаж общей продолжительности службы для выплаты ежемесячного пособия периода работы в качестве стажера, не имеется.
Суд первой инстанции, сославшись на положения Постановления Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, обосновано не согласился с указанным отказом.
Так, в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941.
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Исходя из приведенных правовых норм, Судебная коллегия полагает, что период службы в должности стажера радиотелефониста 9 пожарной части 3 отряда государственной противопожарной службы, подлежит включению в выслугу лет для выплаты единовременного и ежемесячного социального пособий. При этом каких-либо исключений, предусматривающих, что период службы в должности стажера не засчитывается в выслугу лет для выплаты указанных пособий, в законодательстве не содержится.
Кроме того, согласно статьи 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают.
В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.
На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. При этом, испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой испытательный срок засчитывается в стаж в службы в органах внутренних дел и поэтому не может быть исключен из выслуги лет для назначения единовременного и ежемесячного социального пособий.
При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований Лазаревой Л.Н. о признании незаконным действий ответчика по отказу в назначении и выплате ежемесячного социального пособия при увольнении в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания в течении 5 лет с момент увольнения и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать указанное пособие, является законным и обоснованным, поскольку основан на правильном применении и толковании норм материального права.
Таким образом, оснований не согласиться с решением суда, постановленном при правильном применении норм материального и процессуального права, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 96, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обосновано взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... ", а так же исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая объем дела и характер спора, обосновано снизил размер взыскиваемых с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя до " ... ".
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, оспаривающие выводы суда, не могут быть приняты во внимание как основания к отмене постановленного по делу решения, поскольку по существу повторяют его позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, установил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений и, в соответствии с представленными сторонами доказательствами, вынес законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 13 марта 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области по доверенности Горбачевой И. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.