Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре Крюковой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курсковой Натальи Павловны о признании незаконным отказа Администрации Центрального района г. Волгограда от 22 октября 2012 года о сохранении квартиры в перепланированном состоянии, возложении обязанности согласовать перепланировку
по апелляционной жалобе администрации Центрального района г. Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 06 февраля 2013 года, которым постановлено:
Заявление Курсковой Натальи Павловны о признании незаконным решения Администрации Центрального района г. Волгограда от 22 октября 2012 года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, о возложении обязанности согласовать перепланировку и переоборудование квартиры удовлетворить.
Признать решение администрации Центрального района Волгограда от 22 октября 2012 года N К-1137 об отказе в согласовании самовольно проведенной перепланировки и переустройства жилого помещения - "адрес" незаконным.
Обязать администрацию Центрального района Волгограда согласовать самовольно проведенную перепланировку и переустройство жилого помещения - "адрес".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курскова Н.П. обратилась в суд с заявлением, в обоснование которого указала о том, что она является нанимателем квартиры "адрес". Внутри квартиры самовольно была произведена перепланировка: между жилой комнатой N 4 и коридором N 1 увеличен дверной проем с устройством арки; в жилой комнате N 4 установлены перегородки с дверными проемами из кирпича, толщиной 0,13м, с устройством ванной комнаты N 4, коридором N 8 и жилой комнаты N 5 в новых размерах; в ванной комнате N 4 установлены сантехнические приборы - ванна и раковина, подключение сантехнических приборов выполнено к существующим сетям; полы в ванной комнате выполнены по типу существующих, с применением современных строительных материалов и устройством гидроизоляции в соответствии с нормами правил. С целью согласования в установленном законом порядке, она обратилась в Администрацию Центрального района г. Волгограда с заявлением о сохранении квартиры в перепланированном состоянии, однако решением Администрации Центрального района г. Волгограда N К-1137 от 22 октября 2012 года ей было отказано в согласовании самовольно произведенной перепланировки.
Просила признать решение администрации Центрального района г. Волгограда от 22 октября 2012 года N К-1137 об отказе в согласовании самовольно произведенной перепланировки и переустройства жилого помещения "адрес" незаконным, сохранить самовольно проведенную перепланировку и переустройство "адрес".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Центрального района г. Волгограда, оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что у администраций районов Волгограда отсутствуют полномочия по сохранению самовольной перепланировки помещения в связи с чем, отказ администрации Центрального района г. Волгограда в согласовании произведенной Курсковой Н.П. самовольной перепланировки квартиры является правомерным.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 25, 26 ЖК Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу ст.27 ЖК Российской Федерации основаниями отказа в согласованииперепланировки и переустройства являются:
1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 29 ЖК Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Курскова Н.П. является нанимателем "адрес".
В указанной квартире кроме истицы, постоянно проживает и зарегистрирован её сын - Курсков С.В.
Из технического заключения, составленного МУП ЦМБТИ о техническом состоянии конструкций жилого помещения (квартиры) "адрес", установлено, что при перепланировке жилого помещения (квартиры) выполнены следующие работы: между жилой комнатой N 4 и коридором N 1 увеличен дверной проем с устройством арки; в жилой комнате N 4 установлены перегородки с дверными проемами из кирпича, толщиной 0,13м, с устройством ванной комнаты N 4, коридором N 8 и жилой комнаты N 5 в новых размерах; в ванной комнате N 4 установлены сантехнические приборы - ванна и раковина, подключение сантехнических приборов выполнено к существующим сетям; полы в ванной комнате выполнены по типу существующих, с применением современных строительных материалов и устройством гидроизоляции в соответствии со сводом правил.
Разрешительная документация на проведенные работы по перепланировке заявителем не получена, что позволяет отнести их к самовольным.
Из выводов заключения следует, что произведенная перепланировка и переустройство квартиры "адрес" на момент обследования несущие наружные и внутренние стены, перегородки и перекрытия квартиры находятся в исправном состоянии, выполненная перепланировка и переустройство по полезной нагрузке принципиально не отличается от существующей, не затрагивает несущие конструкции и не оказала влияния на соответствующие конструкции, не затрагивает интересы смежных жилых помещений, эксплуатирующей и других организаций, не изменяет назначения и пропускную способность общедомовых коммуникаций, не влияет на санитарную и противопожарную безопасность самой квартиры и дома в целом.
Заявитель обратилась в Администрацию Центрального района г.Волгограда с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки указанной квартиры.
Администрацией Центрального района г. Волгограда Курсковой Н.П. 22 октября 2012 года был дан ответ о необходимости обратиться в суд с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, указано о том, что администрация Центрального района Волгограда не наделена полномочиями по решению вопроса о согласовании самовольно произведенных переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений.
Вместе с тем, положения ст. 29 ЖК Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в рассмотрении заявления о сохранении жилого помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии является незаконным, и принял обоснованное решение в части признания решения администрации Центрального района Волгограда незаконным об отказе в рассмотрении вопроса о самовольной перепланировке и переустройству незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, Администрация Центрального района не наделена полномочиями по согласованиюперепланировки и, отказывая в ее согласовании, действовала в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами являются несостоятельными по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ установлены случаи, в которых допускается отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Согласно части 2 указанной статьи решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение Администрации Центрального района Волгограда об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оснований отказа, предусмотренных ч. 1 ст. 27 ЖК РФ не содержит.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации Центрального района г.Волгограда права на согласование перепланировки после ее самовольного проведения, судебная коллегия не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании положений ст. 14 ЖК РФ и "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда", утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005г. (в редакции от 15.04.2011г), которыми соответствующие полномочия данному лицу предоставлены.
Кроме того, как уже было указано выше положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Согласно Положения об Администрации Центрального района Волгограда, Администрация района решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений в жилых домах.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, администрация района вправе в пределах своих полномочий принять решение о сохранении жилого помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии и в случае отсутствия предварительного согласия на такое переустройство и (или) перепланировку.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 26 ЖК для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2)правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что заявителем при решении вопроса о согласованииперепланировки были представлены все документы, предусмотренные п. 2 ст. 26 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения требований о возложении обязанности на Администрацию Центрального района г. Волгограда согласовать в переустроенном (перепланированном) состоянии жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" подлежит отмене с принятием в этой части нового решения по делу об отказе в удовлетворении указанных требований.
Принимая во внимание, что спор возник из публичных правоотношений, судебная коллегия считает необходимым, в соответствии со статей 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, принять решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в данном конкретном случае - возложить обязанность на администрацию Центрального района Волгограда рассмотреть вопрос о согласованииперепланировки, произведенной в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" с учетом наличия документов, предусмотренных ч. 2 ст.26 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 6 февраля 2013 года отменить в части удовлетворения требований о возложении обязанности на Администрацию Центрального района г. Волгограда согласовать самовольно проведенную перепланировку и переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Возложить обязанность на администрацию Центрального района Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведенной в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" учетом наличия документов, предусмотренных ч.2 ст.26 ЖК РФ.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Центрального района города Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.