Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Осовской Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комарова Владимира Николаевича на решение Харовского районного суда Вологодской области от 19 февраля 2013 года, которым заявление начальника Межмуниципального отдела МВД России "Харовский" об установлении административного надзора в отношении Комарова Владимира Николаевича удовлетворено.
Установлен в отношении Комарова Владимира Николаевича административный надзор на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания - до "ДАТА". Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установлены Комарову Владимиру Николаевичу административные ограничения:
- возложена обязанность являться для регистрации один раз в месяц в МО МВД России "Харовский" по месту жительства или пребывания;
- запрещено пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 22 часов до 05 часов следующего дня, кроме работы в ночное время на каком - либо предприятии или в какой - либо организации;
- запрещено пребывание в ресторанах и кафе с целью распития спиртных напитков;
- запрещено посещение мест проведения митингов, шествий, демонстраций, спортивно - зрелищных мероприятий, праздничных массовых и общественных мероприятий, а также участие в указанных мероприятиях;
- запрещен выезд за пределы Харовского района без согласования с органом внутренних дел.
На Комарова В.Н. возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу явиться в орган внутренних дел по месту жительства для постановки на учет.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Харовского районного суда Вологодской области от "ДАТА", вступившим в законную силу "ДАТА" (с учетом постановления Онежского городского суда Архангельской области от "ДАТА") Комаров В.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Президиума Вологодского областного суда от "ДАТА" Комарову В.Н. снижено назначенное наказание по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации до 11 лет 06 месяцев лишения свободы.
На основании постановления Сокольского районного суда Вологодской области от "ДАТА" Комаров В.Н. "ДАТА" освобожден от отбывания назначенного приговором Харовского районного суда Вологодской области от "ДАТА" наказания условно - досрочно на срок 10 месяцев 28 дней.
"ДАТА" начальник МО МВД России "Харовский" обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора.
В обосновании требований указал, что Комаров В.Н. имеет непогашенную и не снятую судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Срок погашения судимости "ДАТА". По месту жительства характеризуется удовлетворительно. Спиртными напитками в быту не злоупотребляет. Заявлений на противоправное поведение Комарова В.Н. не поступало. В течение 2012 года к административной ответственности не привлекался. По характеру спокойный, хитрый. На профилактические беседы реагирует.
Просил установить в отношении Комарова В.Н. административный надзор и административные ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 21 часа до 05 часов следующего дня, возложении обязанности один раз в месяц являться в МО МВД России "Харовский" по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания в ресторанах и кафе с целью распития спиртных напитков; запрета посещения мест проведения митингов, шествий, демонстраций, спортивно-зрелищных мероприятий, праздничных массовых и общественных мероприятий, а также участия в указанных мероприятиях, запрета выезда за пределы Харовского района без согласования с органом внутренних дел.
В судебном заседании представитель заявителя МО МВД России "Харовский" по доверенности Тихомирова Л.C. требования поддержала.
Заинтересованное лицо Комаров В.Н. требования не признал. Указал, что из мест лишения свободы был освобожден условно - досрочно, во время отбытия наказания был изменен режим наказания на общий. В настоящее время находится на пенсии, подрабатывает. Нарушений порядка не допускает, характеризуется положительно.
Участвующий в деле прокурор прокуратуры Харовского района Смирнов С.В. полагал, что требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комаров В.Н. просит отменить решение суда по мотиву неправильного применения норм материального права. Указывает, что наказание по приговору суда он отбыл, административный надзор является дополнительным наказанием за одно и то же преступление.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Харовского межрайонного прокурора, участвующий в деле, Смирнов С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела, Комаров В.Н. отбывал наказание по приговору Харовского районного суда Вологодской области от "ДАТА" за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.
"ДАТА" Комаров В.Н. освобождён из ФБУ ИК- 4 УФСИН России по "адрес" условно-досрочно по статье 79 Уголовного кодекса Российской Федерации на неотбытый срок 10 месяцев 28 дней.
Срок условно-досрочного освобождения истек "ДАТА".
В соответствии с отметкой на справке N ... от "ДАТА" Комаров В.Н. поставлен на учет в МО МВД России "Харовский" "ДАТА" (л.д. 12).
Согласно статье 4 вышеназванного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 2, 4, 5 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Комаров В.Н. был осужден за совершение особо тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет восемь лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Комарова В.Н. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор Комарову В.Н. сроком на восемь лет, определив ему административные ограничения в виде обязательной явки для регистрации один раз в месяц в МО МВД России "Харовский" по месту жительства или пребывания; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 22 часов до 05 часов следующего дня, кроме работы в ночное время на каком - либо предприятии или в какой - либо организации; запрета пребывания в ресторанах и кафе с целью распития спиртных напитков; запрета посещения мест проведения митингов, шествий, демонстраций, спортивно - зрелищных мероприятий, праздничных массовых и общественных мероприятий, а также участие в указанных мероприятиях; запрета выезд за пределы Харовского района без согласования с органом внутренних дел.
При этом суд правомерно исходил из того, что Комаров В.Н. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (опасный рецидив преступлений).
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Комарова В.Н. данные.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.
Установленные судом первой инстанции административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", чрезмерными не являются, и способствуют предупреждению совершения Комаровым В.Н. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Довод апелляционной жалобы Комарова В.Н. о том, что применение к нему административного надзора противоречит Конституции Российской Федерации, является мерой наказания за деяния, в отношении которых он уже понес наказание, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на неверном понимании нормы права. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Это означает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, в связи с чем, устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Харовского районного суда Вологодской области от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комарова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: М.В. Соколова
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.