Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Игошевой Г.Н., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Осовской Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.03.2013, которым отменено предписание Государственной инспекции труда в Вологодской области N ... от "ДАТА" в части возложения на БУЗ ВО "Вологодская центральная районная больница" обязанности произвести перерасчет отпусков Пугач В.Г. за период 2009-2012 г.г. из расчета среднего заработка с учетом выплат по родовым сертификатам, в остальной части предписание оставлено без изменения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя заявителя БУЗ ВО "Вологодская центральная районная больница" по доверенности Соколовской А.А., представителя заинтересованного лица по доверенности Нефедовой Т.Н., заинтересованного лица Пугач В.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"ДАТА" в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская центральная районная больница" (далее по тексту БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ") Государственной инспекцией труда в Вологодской области проведена внеплановая выездная проверка, в ходе проведения которой выявлены нарушения требований трудового законодательства, о чем составлен акт N ... от "ДАТА".
По итогам проверки в адрес БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ" Государственной инспекцией труда в Вологодской области вынесено предписание N ... от "ДАТА" об устранении выявленных нарушений, в том числе, предложено произвести перерасчет отпусков работнику БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ" Пугач В.Г. за период 2009-2012 г.г. из расчета среднего заработка с учетом выплат по родовым сертификатам и ознакомить под роспись Пугач В.Г. с Положением о порядке распределения денежных средств, полученных по родовым сертификатам, за медицинские услуги, оказанные женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденным "ДАТА". (л.д.16).
Оспаривая правомерность данного предписания в части возложения на БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ" обязанности произвести Пугач В.Г. перерасчет отпусков за 2009-2012 г.г. с учетом выплат по родовым сертификатам, БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ" обратилось в суд с иском об его отмене.
Требования мотивировало тем, что средства на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности направляются на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала в размере 35-45 % от суммы перечисленных средств. Денежные средства целевые, ежемесячно и в полном объеме выплачивались. В соответствии с Положением о порядке распределения денежных средств, полученных по родовым сертификатам, за медицинские услуги, оказанные женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденным "ДАТА" и Протоколом собрания по приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от "ДАТА" N ... от "ДАТА" денежные средства выплачивались полностью без резервирования на отпуск. Таким образом, ежемесячные выплаты уже включали в себя и выплату по родовым сертификатам за медицинские услуги, оказанные женщинам в период беременности и (или) родов и резерв (выплату) за отпуск. Вся часть суммы, положенная Пугач В.Г. за отпуск, была последней выплачена.
Как следует из протокола судебного заседания от "ДАТА" заявление БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ" рассмотрено судом в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Пугач В.Г.
В судебном заседании представители заявителя БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ" по доверенностям Попова Л.С. и Соколова А.А. требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Вологодской области по доверенности Ширикова Г.А. с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что предписание вынесено в строгом соответствии с требованиями закона.
Заинтересованное лицо Пугач В.Г. возражала против удовлетворения заявления, считала предписание Государственной инспекции труда в Вологодской области законным и обоснованным. Пояснила, что обращалась в бухгалтерию БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ" с просьбой пересчитать отпускные, но ей в этом было отказано.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Государственная инспекция труда Вологодской области, не приводя новых доводов, просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Рассматривая заявление БУЗ ВО "Вологодская центральная районная больница" в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно учел, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее Постановление Пленума N 2 от 10.02.2009), правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из разъяснений, данных в пунктах 22, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, относятся: законность, обоснованность оспариваемого решения (действия); наличие у лица либо органа полномочий на его принятие либо совершение. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение закона хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятого решения либо совершенного действия.
Основные права государственных инспекторов труда изложены в статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Порядок организации и проведения проверок работодателей определен статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда, в том числе и обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Как следует из материалов дела "ДАТА" в отношении БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ" Государственной инспекцией труда в Вологодской области проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой в адрес БУЗ ВО "Вологодская центральная районная больница" вынесено предписание N ... от "ДАТА" об устранении нарушений, а именно: произвести перерасчет отпусков Пугач В.Г. за период 2009-2012 г.г. из расчета среднего заработка с учетом выплат по родовым сертификатам и ознакомить под роспись Пугач В.Г. с Положением о порядке распределения денежных средств, полученных по родовым сертификатам, за медицинские услуги, оказанные женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденным "ДАТА". (л.д.16).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание Государственной инспекции труда в Вологодской области в части возложения обязанности произвести перерасчет отпусков Пугач В.Г. за период 2009-2012 г.г. из расчета среднего заработка с учетом выплат по родовым сертификатам не соответствует требованиям действующего трудового законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
19.01.2007 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ N 50, которым утвержден Порядок и условия расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
В пункте 1 указано, что Порядок регулирует условия и порядок расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Расходование средств, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, осуществляется учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, а также осуществляющими диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни (п. 2).
Пунктом 4 данного Порядка предусмотрено, что средства на оплату услуг за оказанную стационарную помощь женщинам в период родов и послеродовой период направляются учреждениями здравоохранения на:
оплату труда медицинского персонала в размере 40 - 55 процентов от суммы перечисленных средств;
оснащение медицинским оборудованием, инструментарием и мягким инвентарем;
обеспечение медикаментами и изделиями медицинского назначения, дополнительным питанием беременных и кормящих женщин.
Согласно пункту 6 Порядка, распределение средств на оплату услуг осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании приказа по учреждению здравоохранения.
Распределение в БУЗ ВО "Вологодская центральная районная больница" финансовых средств, получаемых по родовым сертификатам производится в соответствии с Положением о порядке распределения денежных средств, полученных по родовым сертификатам, за медицинские услуги, оказанные женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденным главным врачом БУЗ "Вологодская ЦРБ" "ДАТА" (л.д. 17). Согласно пункту 2.1 указанного Положения средства на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности направляются на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала в размере 35-45 % от суммы перечисленных средств, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям. При этом начисление районного коэффициента и северных надбавок на указанные выплаты положением не предусмотрено.
Частью 1 статьи 2 Закона Вологодской области "Об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области" от 29.06.2011 N 2543-ОЗ предусмотрено, что система оплаты труда работников учреждений здравоохранения включает в себя: базовые оклады по профессиональным квалификационным группам; коэффициенты квалификационного уровня; повышающие коэффициенты; стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты.
В силу части 5 статьи 2 указанного Закона (приложение N 8), выплаты по родовым сертификатам не входят ни в разряд стимулирующих выплат, ни в разряд компенсационных.
Не предусмотрены выплаты по родовым сертификатам, как составляющая системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения Вологодской области, ни Постановлением Правительства Вологодской области от 09.06.2008 N 1706 "Об утверждении "Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых из областного бюджета" (с последующими изменениями и дополнениями), ни Постановлением главы Вологодского муниципального района от 31.12.2008 N 1880 "Об утверждении Положения о порядке применения коэффициентов квалификационного уровня, порядке и условиях применения критериев отнесения учреждений здравоохранения к группам по оплате труда руководителей, повышающих коэффициентов, компенсационных и стимулирующих выплат и порядке формирования фонда оплаты труда для муниципальных учреждений здравоохранения района", в соответствии с которым с 01.01.2009 была введена новая система оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодского муниципального района, ни локальными нормативными актами самого учреждения здравоохранения - БУЗ ВО "Вологодская ЦРБ".
Включение же выплат, не относящихся к оплате труда, в расчет среднего заработка противоречит положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктам 2, 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922 (в редакции от 11 ноября 2009 года).
Таким образом, требования Государственной инспекции труда о необходимости исчисления среднего заработка Пугач В.Г. с учетом выплат по родовым сертификатам, являются неправильными и противоречат действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: Г.Н. Игошева
Н.Э.Чернышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.