Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Вариной С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Аникиева А,В. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года, которым заявление ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области удовлетворено.
Установлен в отношении Аникиева А,В., родившегося "ДАТА" в "адрес", административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
На Аникиева А.В. возложена обязанность два раза в месяц являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Запрещено Аникиеву А.В. находиться без разрешения органа внутренних дел вне жилого помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 23 часов до 6 часов утра.
Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... от "ДАТА" Аникиев А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом ... Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статьи ... Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно назначено наказание в виде ... лет лишения свободы с конфискацией имущества.
С "ДАТА" Аникиев А.В. отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" (далее - ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области). Конец срока - "ДАТА".
"ДАТА" начальник ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Аникиева А.В.
В обоснование требований указал, что Аникиев А.В. совершил преступление, которое в соответствии с уголовным законом отнесено к категории особо тяжких, совершено при опасном рецидиве. За время отбытия наказания Аникиев А.В. характеризуется положительно.
Просил установить в отношении Аникиева А.В. административный надзор сроком на 8 лет, до "ДАТА" и административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания в определённых местах, устанавливаемых органом внутренних дел; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в определённое время суток.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК - 17 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Матвеенко О.Ф. требования поддержала. Заинтересованное лицо Аникиев А.В. с требованиями не согласился, полагал, что по освобождению из мест лишения свободы не нуждается в административном надзоре, поскольку полностью отбыл срок наказания.
Участвующий в деле помощник прокурора Шекснинского района Дюжакова О.С. полагала требования законными и подлежащими удовлетворению.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Аникиев А.В. просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что административный надзор в отношении него не может быть установлен, поскольку он не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Шекснинского района Дюжакова О.С просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно части 2 статьи 3 вышеназванного закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Статьёй 4 Закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором ... от "ДАТА" Аникиев А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом ... Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 13 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима с конфискацией имущества.
"ДАТА" Аникиев А.В. освобожден из мест лишения свободы из ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области по отбытии срока наказания.
Удовлетворяя заявление начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Аникиев А.В. был осужден за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве.
Наличие в действиях Аникиева А.В. опасного рецидива преступлений установлено приговором ... от "ДАТА" и постановлением ... от "ДАТА" (совершил умышленное особо тяжкое преступление, являясь лицом, ранее осужденным за тяжкое преступление).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд, учитывая положения части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к правильному и обоснованному выводу об установлении административного надзора в отношении Аникиева А.В. на срок погашения судимости - 8 лет и административных ограничений.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О).
При этом суд правомерно исходил из того, что Аникиев А.В. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (опасный рецидив преступлений).
Установленные судом при административном надзоре административные ограничения соответствуют приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
перечню таких ограничений, чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения Аникиевым А.В. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Аникиева А.В. данные.
Доводы апелляционной жалобы Аникиева А.В. судебная коллегия полагает несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм права.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аникиева А,В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В.Жидкова
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.