Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Игошевой Г.Н., Теплова И.П.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Череповца Вологодской области по доверенности Вороновой М.Ю. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 08 апреля 2013 года, которым признано незаконным постановление мэрии города Череповца от 05 октября 2012 года N 5273 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Пономарева И.В..
Возложена обязанность на мэрию города Череповца восстановить Пономарева И.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях с 21 декабря 2007 года
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения Пономарева И.В., его представителя Шангиной С.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мэрии города Череповца N 5273 от 05 октября 2012 года Пономарев И.В. (протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при мэрии города от 27 сентября 2012 года) снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет по категории "уволенные в запас военнослужащие" (л.д.7,8).
Не согласившись с правомерностью снятия с учета, Пономарев И.В. 21 февраля 2013 года обратился в суд с иском к мэрии города Череповца о признании незаконным упомянутого выше постановления.
В обоснование исковых требований указал, что названным постановлением нарушаются его законное право на получение мер государственной социальной поддержки, реализация которого не может ставиться в зависимость от времени постановки на учет.
Просил признать постановление мэрии города Череповца от 05 октября 2012 года N 5273 незаконным и не порождающим правовых последствий, восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях с 21 декабря 2007 года.
В судебном заседании истец Пономарев И.В. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель мэрии города Череповца по доверенности Воронова М.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что Пономарев И.В. был принят на учет после 01 января 2005 года в нарушение закона.
Представители третьих лиц отдела Военного комиссариата по Вологодской области по городу Череповцу и Череповецкому району, Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель мэрии города Череповца Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения судом норм права, регулирующих спорные отношения.
В возражениях на апелляционную жалобу Пономарев И.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что судебное постановление принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами права, регулирующими спорные отношения.
Материалами дела установлено, что "ДАТА" Пономарев И.В. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет действительной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на декабрь 1998 года составила в календарном исчислении более 15 лет (л.д. 32, 33).
Распоряжением N 1811 от 14 мая 1999 года администрации Великого Новгорода был поставлен на учет нуждающихся для получения жилой площади в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Распоряжением от 22 декабря 2004 года N 5698рм администрации Великого Новгорода Пономарев И.В. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы на основании личного заявления Пономарева И.В. от 07 декабря 2004 года о снятии с учета на получение жилья (л.д.59).
24 октября 2007 года Пономарев И.В. обратился в мэрию города Череповца с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (л.д.35).
Постановлением мэрии г. Череповца от 21 декабря 2007 года N 4307 Пономарев И.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как уволенный в запас военнослужащий в соответствии с пунктами 13, 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (л.д.6).
Постановлением мэрии города Череповца N 5273 от 05 октября 2012 года Пономарев И.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет по категории "уволенные в запас военнослужащие" (л.д.7,8).
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституции Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Это означает, что федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Тем из уволенных с военной службы граждан, кто был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставляет возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (абзацы первый - четвертый пункта 2.1 статьи 15).
Соответственно, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" форм по его выбору.
Порядок постановки таких граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054) (далее Правила). Данные Правила предусматривают, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства (подпункт "в" пункта 26); если же гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения с военной службы и встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению по вновь избранному постоянному месту жительства в орган местного самоуправления (пункт 22).
Приведенное правовое регулирование согласуется как с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1), так и с положениями международно-правовых актов, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашающего право на свободу выбора местожительства (статья 12), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признающей данное право (статья 2 Протокола N 4).
Соответственно, реализация уволенными с военной службы гражданами, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством переезда на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем лишь в силу факта их принятия на учет по новому месту жительства после 1 января 2005 года (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 года N 21-П).
Поскольку Пономарев И.В. подпадает под категорию лиц, на которых распространяются положения пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", принят был на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г.Великий Новгород в 1999 году, постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях в г.Череповце осуществлена в связи с изменением истцом постоянного места жительства, то суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое Пономаревым И.В. постановление о снятии с учета носит незаконный характер и подлежит отмене с восстановлением нарушенных прав.
Решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 08 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии города Череповца Вологодской области по доверенности Вороновой Марины Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Чистякова
Судьи: Г.Н. Игошева
И.П. Теплов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.