Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Вариной С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Иполитова В.Ю. на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 18 апреля 2013 года, которым заявление Межмуниципального отдела МВД России "Белозерский" удовлетворено.
Установлен в отношении Иполитова В.Ю., "ДАТА" года рождения, административный надзор до "ДАТА", установлены ему административные ограничения в виде:
- явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
-запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... от "ДАТА" Иполитов В.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью ... Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде ... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
"ДАТА" начальник Межмуниципального отдела МВД России "Белозерский " обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Иполитова В.Ю.
В обоснование требований указал, что Иполитов В.Ю. был осужден за совершение особо тяжкого преступления. Приговором суда от "ДАТА" в его действиях установлен особо опасный рецидив преступлений. Освобожден из мест лишения свободы "ДАТА", поставлен на учет в Межмуниципальном отделе МВД России "Белозерский" "ДАТА". Просил установить в отношении Иполитова В.Ю. административный надзор на срок погашения судимости, то есть до "ДАТА", и административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства в установленные дни и часы; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов 00 минут по 06 часов 00 минут.
В судебном заседании представитель Межмуниципального отдела МВД России "Белозерский" по доверенности Комарова Е.В. требования поддержала. Заинтересованное лицо Иполитов В.Ю. с требованиями не согласился. Суду пояснил, что оснований для установления в отношении него административного надзора не имеется.
Участвующий в деле прокурор Белозерской межрайонной прокуратуры Болотова Г.К. полагала, что требования основаны на законе и поэтому подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе Иполитов В.Ю. просит изменить решение суда, в части установления административных ограничений, поскольку в г. Белозерске он не имеет жилья и работы, будет проживать в г. Вологда, что сделает невозможным исполнить решение суда в части административных ограничений. Просит установить ему одно административное ограничение в виде явки один раз в месяц в орган внутренних дел для регистрации.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Белозерского района Головкин В.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно части 2 статьи 3 вышеназванного закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Статьёй 4 Закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором ... от "ДАТА" Иполитов В.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью ... Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде ... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
"ДАТА" Иполитов В.Ю. освобожден из мест лишения свободы из ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области по отбытию срока наказания.
Удовлетворяя заявление начальника Межмуниципального отдела МВД России "Белозерский" суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Иполитов В.Ю. был осужден за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве.
Наличие в действиях Иполитова В.Ю. особо опасного рецидива преступлений установлено приговором ... от "ДАТА", поскольку Иполитов В.Ю. совершил умышленное особо тяжкое преступление, являясь лицом, ранее осужденным за тяжкое преступление.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд, учитывая положения части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к правильному и обоснованному выводу об установлении административного надзора в отношении Иполитова В.Ю. на срок погашения судимости ... лет до "ДАТА" и административных ограничений.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О).
При этом суд правомерно исходил из того, что Иполитов В.Ю. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (особо опасный рецидив преступлений).
Установленные судом при административном надзоре административные ограничения соответствуют приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" перечню таких ограничений, чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения Иполитовым В.Ю. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Иполитова В.Ю. данные.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Вместе с тем, резолютивная часть решения суда не содержит указания на начало исчисления срока административного надзора, в связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым внести изменения в резолютивную часть решения суда, дополнив её абзацем следующего содержания:
- срок административного надзора в отношении Иполитова В.Ю. исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В остальной части суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белозерского районного суда Вологодской области от 18 апреля 2013 года изменить.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания:
- срок административного надзора в отношении Иполитова В.Ю. исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В остальной части решение Белозерского районного суда Вологодской области от 18 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иполитова В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.