Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда
в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей краевого суда Антипенко А.А., Михеева С.Н.
при секретаре Базаржаповой А.Б.
с участием прокурора Выскубовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 мая 2013 года гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах Тихонова Д.Ю., Рудаковой О.С., Пельменева А.В., Помигаловой Е.О., Сомова М.А. к администрации муниципального района "Оловяннинский район", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
по апелляционному представлению и.о. прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Миркутова А.В.
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 11 марта 2013 года, которым постановлено исковые требования прокурора Оловяннинского района в интересах Тихонова Д.Ю., Рудаковой О.С., Пельменева А.В., Помигаловой Е.О., Сомова М.А. к администрации муниципального района "Оловяннинский район", Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, отказать.
Заслушав доклад судьи Антипенко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с исками в интересах Тихонова Д.Ю. (23 ноября 2012 г. - "данные изъяты"), Рудаковой О.С. (07 декабря 2012 - "данные изъяты"), Пельменева А.В.(06 декабря 2012 г. - "данные изъяты"), Помигаловой Е.О.(13 декабря 2012 г. - "данные изъяты"), Сомова М.А. (07 декабря 2012 г. - "данные изъяты"), являющихся лицами из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете как дети-сироты, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в администрации муниципального образования "Оловяннинский район" и которым в нарушение закона о праве на внеочередное получения жилья органы местного самоуправления жилые помещения не предоставлены. Прокурор просил обязать администрацию муниципального района "Оловяннинский район" предоставить каждому из истцов - Тихонову Д.Ю., Рудаковой О.С., Пельменеву А.В., Помигаловой Е.О., Сомову М.А. вне очереди жилое помещение, соответствующее нормам предоставления и требованиям жилищного законодательства, не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края своевременно в полном объеме профинансировать из бюджета (казны) Забайкальского края расходы администрации муниципального района "Оловяннинский район" на приобретение жилого помещения Тихонову Д.Ю., Рудаковой О.С., Пельменеву А.В., Помигаловой Е.О., Сомову М.А. ( "данные изъяты").
Определением Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 14 января 2013 года к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края "данные изъяты").
Определением этого же суда от 20 февраля 2013 года гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство (т "данные изъяты").
Судом постановлено вышеприведенное решение (т. "данные изъяты").
В апелляционном представлении и.о. прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Миркутов А.В. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска, указывая на неправильное толкование и применение судом норм материального права. Не оспаривая выводы суда о невозможности возложения обязанности на администрацию муниципального района в связи с утратой последней полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот, другие выводы суда считает ошибочными. Считает, что Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", предусматривающий иной порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц (получение специализированного жилого помещения на основании срочного договора (не менее 5 лет), заключаемого с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), неприменим к возникшему спору. Иск предъявлен в период действия закона, предусматривающего внеочередное предоставление лицам из числа детей-сирот по договору социального найма жилого помещения, которым и следует руководствоваться. По его мнению, действие статьи 4 упомянутого закона N15-ФЗ, предусматривающей применение измененного закона к лицам, не реализовавшим право на внеочередное получение жилого помещения, не распространяется на материальных истцов по настоящему делу. Ссылается на то, что новый закон ухудшает положение материальных истцов, поэтому не может применяться. Новый порядок предусматривает формирование Министерством образования края списков нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, который отсутствует в крае, поэтому права материальных истцов на обеспечение их жилыми помещениями нарушаются. В подтверждение своей позиции о возможности применения ранее действовавшего законодательства прокурор ссылается на определение Верховного Суда РФ от 15.01.2013 N 18-КГПР12-84, которым принято решение о предоставлении лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма. Полагает, что предоставление жилья истцам непосредственно зависит от финансирования мероприятий по приобретению для них жилого помещения ( "данные изъяты")
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте, времени и дате апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 3 т. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубову С.А., поддержавшую представление, судебная коллегия приходит к следующему.
Как правильно установлено судом и не оспаривается ответчиками, Тихонов Д.Ю., Рудакова О.С., Пельменев А.В., Помигалова Е.О., Сомов М.А. относятся к лицам из числа детей-сирот и состоят на учете на получение жилого помещения по месту жительства, однако жильем не обеспечены.
Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время заявленный истцом порядок предоставления жилья указанной категории лиц неприменим; администрация муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу в связи с отменой закона края (N304-ЗЗК) о наделении ее государственным полномочием по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Решение об отказе в удовлетворении иска о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обоснованное изменением закона, предусматривающего порядок его предоставления, с учетом придания действию нового закона обратной силы, судебная коллегия полагает правильным.
Положениями ст. ст. 1,8 закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривали обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относятся истцы, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в случае, если они не имели закрепленного жилья до помещения их в детское государственное учреждение и обратились с таким заявлением до достижения 23 лет.
Вместе с тем в п. 1 ст. 8 упомянутого закона N 159-ФЗ внесены изменения 29.02.2012 года, которыми для указанной категории лиц предусмотрено однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (а не внеочередное предоставление по договору социального найма, как это было установлено ранее). Кроме того, обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц (а не орган местного самоуправления, как это было предусмотрено ранее), в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ.
Признаны утратившими силу с 01 января 2013 года п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, закреплявший внеочередное право лиц из числа детей-сирот на получение жилого помещения.
Статьей 4 закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2013 года (п.1).
Вместе с тем п. 2 указанной ст. 4 установлено, что действия положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, измененному закону придана обратная сила. Поскольку материальные истцы не обеспечены жилыми помещениями, т.е. не реализовали право, о котором идет речь в ст. 8 закона N159-ФЗ (в прежней редакции), к возникшему спору должна применяться указанная норма в редакции закона от 29 декабря 2012 года, не предусматривающая право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и за счет органа местного самоуправления. В связи с изложенным в иске правомерно отказано по приведенным выше доводам (в связи с изменением закона).
С доводами представления прокурора о том, что придание новому закону, ухудшающему положение материальных истцов, обладавших более широким кругом гарантий и льгот, обратной силы противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам правовой определенности; обеспечения непрерывности права судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Судебная коллегия полагает, что положения закона N15-ФЗ, о котором идет речь, напрямую не нарушают конституционных норм. Согласно Конституции РФ обратной силы не имеют законы, устанавливающие или отягчающие ответственность (п. 1 ст. 54), устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (ст. 57). Закон N15-ФЗ не регулирует правоотношений в сфере ответственности или налогов, поэтому его действие может иметь обратную силу.
Помимо прочего, пункт 2 статьи 4 упоминавшегося закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, придавший обратную силу новому закону, является действующим, не признан неконституционным. Суд первой инстанции правомерно им руководствовался при вынесении решения.
Ссылка прокурора в апелляционном представлении на определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 года N7-О по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ст. 7 ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов" судебной коллегией не принимается.
Исходя из содержания ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" утрачивают силу акты или их отдельные положения, признанные неконституционными. Закон, примененный по настоящему делу, не проверялся на соответствие Конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации не высказывал свою позицию относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл примененного судом по настоящему делу нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой. В силу изложенного упомянутое прокурором определение Конституционного Суда РФ не имеет отношения к рассматриваемому спору.
Закон в новой редакции, сохраняя право на бесплатное обеспечение жильем детей-сирот и лиц из их числа, не умаляет их прав, предусматривает повышенные меры их социальной защиты, по сравнению с прежним законом. Так, введенный п. 5 ст. 103 ЖК РФ устанавливает запрет выселения без предоставления другого жилого помещения названной категории лиц; мера социальной поддержки распространена также на лиц, имеющих закрепленное жилье, в случае невозможности проживания в нем (ст. 8 закона N159-ФЗ в действующей редакции). Новая редакция закона исключает возможность мошеннических действий, влекущих утрату прав лиц из числа детей-сирот на предоставленное им жилое помещение. Новый закон учитывает особенности указанной категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и испытывающих трудности в социальной адаптации и более соответствует их интересам. Т.о., внесенные изменения в закон не ухудшают положение лиц из числа детей-сирот.
В соответствии с правовым принципом "последующий закон отменяет предыдущий" суды при разрешении спора должны исходить из того, что приоритет имеют нормы федерального закона, принятого позднее, то есть руководствоваться положениями Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ, действовавшего на момент рассмотрения дела по существу.
Таким образом, законные основания для предоставления во внеочередном порядке по договору социального найма жилых помещений истцам, которые не обеспечивались ранее жилым помещением из муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма, с 1 января 2013 года отпали.
В то же время прокурор, а также материальные истцы не лишены возможности предъявления иска о предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства, установившего иной порядок обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот.
Во исполнение п. 3 ст. 8 закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29 февраля 2012 г.) 26 декабря 2012 года принят Закон Забайкальского края N 777-ЗЗК ("О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края").
Согласно ст. 7 названного закона орган местного самоуправления, осуществлявший ранее учет детей-сирот и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязан в срок до 1 марта 2013 года представить в уполномоченный орган информацию обо всех принятых на учет с представлением документов, послуживших основанием для такого учета.
Формирование списка осуществляется органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством края (п.3 ст. 1 закона N777-ЗЗК). Таким органом является Минобразования края (п. 5 Постановления Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 г. N22 "Об утверждении порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), который также осуществляет действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Доводы апелляционного представления о том, что Правительство Забайкальского края и Министерство финансов края остается обязанным профинансировать мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот, и в рамках настоящего спора в исковых требованиях к ним не может быть отказано, судебная коллегия полагает необоснованными.
Поскольку в иске о предоставлении жилого помещения по договору социального найма к органу местного самоуправления отказано, постольку не возникло обязанности у субъекта Российской Федерации финансировать мероприятия, связанные с предоставлением жилья в данном споре.
Вывод суда об отказе в удовлетворении иска прокурора является правильным. Апелляционное представление не содержит доводов, которые в силу ст. 330 ГПК РФ служат основанием для отмены решения, либо его изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Миркутова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Литвинцева
Судьи: А.А. Антипенко
С.Н. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.