Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой И.В.,
и судей краевого суда Михеева С.Н., Васильевой Т.И.,
с участием прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Чадовой Е.А.,
при секретаре Базаржаповой А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 28 мая 2013 года гражданское дело по заявлению администрации ФКУ "Исправительная колония N 2" (далее - ФКУ ИК-2) УФСИН России по Забайкальскому краю (далее - ФКУ ИК-2) об установлении административного надзора в отношении Аксенова В. В.
по апелляционной жалобе Аксенова В.В.
на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 15 января 2013 года, которым постановлено:
заявление ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Забайкальскому краю удовлетворить.
Установить в отношении осужденного Аксенова В. В., "Дата" года рождения, уроженца "адрес", освобождаемого из мест лишения свободы, административный надзор на срок погашения судимости, со следующими ограничениями:
Запрета пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях (ресторанах, барах, клубах, казино, дискотеках, ночных заведениях);
Запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднований знаменательных дат) и участия в них;
Запрещение выезда за пределы "адрес" без разрешения контролирующего органа;
Запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
Обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора установить на шесть лет со дня постановки Аксенова В.В. на учет в отделе полиции "адрес" по избранному месту жительства или пребывания.
Контроль за соблюдением административных ограничений возложить на отдел полиции "адрес" по избранному Аксеновым В.В. месту жительства.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Васильевой Т.И., выслушав мнение прокурора, полагавшего решение подлежащим частичному изменению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"Дата" исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-2 Арефьев А.А. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Аксенова В.В. в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ), ссылаясь на следующее. Аксенов В.В., признанный приговором Адамовского районного суда "адрес" от "Дата" виновным в совершении тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, освобождается из мест лишения свободы "Дата". В период пребывания в исправительном учреждении Аксенов В.В. вину в совершенном преступлении признал полностью, раскаялся, принимал участия в воспитательных мероприятиях, получил 1 дисциплинарное взыскание в виде выговора и 1 поощрение в виде благодарности, принимал участие в работах по благоустройству исправительного учреждения, социально-полезные связи поддерживает путем переписки и телефонных переговоров. Заявитель просил установить в отношении Аксенова В.В. административный надзор сроком на 6 лет и определить для него следующие ограничения: запретить пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях (ресторанах, барах, клубах, казино, дискотеках, ночных заведениях), запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднований знаменательных дат) и участия в них, запретить пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запретить выезд за пределы "адрес" без разрешения контролирующего органа, обязать являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Аксенов В.В. выражает несогласие с решением суда, просит его изменить, сократив срок административного надзора и число назначенных ему административных ограничений. Ссылается на то, что за время отбытия наказания характеризовался положительно, получил профессию, имел поощрения за добросовестный труд и стремление к учебе, вину в содеянном преступлении признал полностью. Полагает, что судом ему необоснованно установлены все виды административных ограничений. Указывает на то, что в связи с финансовыми трудностями не имеет возможности являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел на регистрацию.
Аксенов В.В. и представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, осужденный Аксенов В.В. до "Дата" отбывал наказание по приговору Адамовского районного суда "адрес" от "Дата" в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю "данные изъяты") за совершенное им тяжкое преступление (ч. 2 ст. 228 УК РФ) при наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений. В период отбывания наказания характеризовался нейтрально: вину в совершенном преступлении признал полностью, раскаялся, принимал участия в воспитательных мероприятиях, получил 1 дисциплинарное взыскание в виде выговора и 1 поощрение в виде благодарности, принимал участие в работах по благоустройству исправительного учреждения, социально-полезные связи поддерживал путем переписки и телефонных переговоров, не был трудоустроен ввиду отсутствия рабочих мест, поведение нестабильное, на меры воспитательного характера реагирует слабо.
Удовлетворяя заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, применил материальный закон (ст.ст. 15, 86 УК РФ, ст.ст. 1-5 Федерального закона N 64-ФЗ). При этом суд обоснованно исходил из того, что Аксенов В.В., осужденный за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, по окончании срока отбывания наказания в виде лишения свободы, с учетом характера совершенного им преступления и данных, характеризующих его личность, нуждается в установлении административного надзора на срок погашения судимости - 6 (шесть) лет.
Утверждение в жалобе о том, что назначение административного надзора на срок шесть лет является слишком суровым, судебная коллегия считает несостоятельным.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ст.ст. 15, 86 УК РФ в отношении Аксенова В.В., осужденного за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости составляет шесть лет.
Таким образом, установление административного надзора в отношении Аксенова В.В. сроком на шесть лет соответствует закону.
Определение срока административного надзора в меньшем размере недопустимо в силу прямого указания, содержащегося в вышеприведенных нормах Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым частично изменить решение суда относительно срока административного надзора.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п.3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Из содержания указанных положений следует, что срок административного надзора не может превышать срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Таким образом, определение судом срока административного надзора продолжительностью 6 лет, который подлежит исчислению с момента постановки Аксенова В.В. на учет в органе внутренних дел, может повлечь нарушение его прав и затруднения при исчислении указанного срока, так как при исчислении с момента постановки последнего на учет в ОВД данный срок выйдет за пределы срока погашения судимости, в связи с чем, срок административного надзора должен быть установлен Аксенову В.В. до момента погашения судимости, то есть до "Дата".
Что касается определенных судом видов административных ограничений, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд, рассматривая заявление уполномоченного органа об установлении административного надзора, вправе установить в отношении подандзорного лица любые административные ограничения, содержащиеся в перечне, приведенном в ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Вместе с тем, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, должен соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления, учитывать его поведение за весь период отбывания наказания, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства (в т.ч. материальное положение лица, его место жительства). Применение административных ограничений должно соответствовать целям и задачам административного надзора и быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на поднадзорное лицо.
Районный суд, устанавливая Аксенову В.В. весь перечень административных ограничений, не привел мотивы такого решения, не обосновал их необходимость и соразмерность.
По мнению судебной коллегии, установление Аксенову В.В., в целом положительно характеризующемуся по месту отбывания наказания, проживающему в сельской местности, административных ограничений в виде запрета пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях, запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий является необоснованным и нецелесообразным, а с учетом характера совершенного преступления (приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта) - не имеющим профилактического значения. В связи с этим указание на установление указанных ограничений подлежит исключению из резолютивной части решения суда.
Также судебная коллегия находит нецелесообразным установление обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации четыре раза в месяц, поскольку судом не учтено, что Аксенов В.В. проживает на станции, не являющейся районным центром, и необходимость еженедельной регистрации может повлечь возникновение затруднений социального и финансового характера. По этой причине, учитывая в целом положительные характеристики лица, судебная коллегия полагает необходимым установить Аксенову В.В. административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц.
Относительно других видов ограничений, установленных районным судом, судебная коллегия полагает их соответствующими характеру и степени общественной опасности совершенного Аксеновым В.В. преступления, его поведению в период отбывания наказания, и считает, что они будут способствовать предупреждению совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, окажут на него эффективное индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 15января 2013 года частично изменить. Установить Аксенову В. В. административный надзор на срок до "Дата". Установить Аксенову В. В. административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Исключить из резолютивной части решения указание на установление административных ограничений в виде запрета пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях, запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Аксенова В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Литвинцева
Судьи С.Н. Михеев
Т.И. Васильева
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.