Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Доржиевой Б.В. , Кузнецовой О.А.
при секретаре Шевченко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 18 июня 2013 года гражданское дело по иску прокурора Каларского района в интересах Болдиной СС. к администрации муниципального района "Каларский район", Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе истца Болдиной С.С.,
на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 14 марта 2013 года, которым постановлено исковые требования прокурора Каларского района в интересах Болдиной СС. к Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о возложении обязанности профинансировать предоставление жилой площади, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каларского района обратился в суд в интересах Болдиной С.С., ссылаясь на следующее. Болдина С.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать лишена родительских прав, отец умер. В связи с отсутствием родительского попечения "Дата" несовершеннолетняя Болдина С.С. была передана под опеку своей старшей сестре Б. При передаче под опеку за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", которое в 2011 году признано непригодным для проживания. В настоящее время она своего жилья не имеет, проживает у сестры. С 2011 г. Болдина С.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако до настоящего времени жильё ей не предоставлено. Прокурор просил обязать администрацию муниципального района "Каларский район" предоставить Болдиной С.С. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 35 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление указанной жилой площади (л.д.2-5).
Определением Каларского районного суда Забайкальского края от 10 января 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (л.д.45-46).
Определением Каларского районного суда Забайкальского края от 14 марта 2013 года производство по делу в части требований к администрации муниципального района "Каларский район" прекращено в связи с отказом от исковых требований к указанному ответчику (л.д.116-117).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.125-130).
В апелляционной жалобе Болдина С.С. выражает несогласие с решением суда. Считает прекращение производства по делу в части требований к администрации муниципального района "Каларский район" нарушающим её права, поскольку она как материальный истец от требований в названой части не отказывалась. Полагает, что нормы действующей редакции ст.8 Федерального закона N 159 -ФЗ не распространяются на правоотношения, связанные с предоставлением ей жилья, поскольку она реализовала свое конституционное право на судебную защиту своих жилищных прав еще в 2012 году. Указывает, что в соответствии с новым порядком предоставления жилья лицам указанной категории, она должна быть включена в общий список таких лиц, имеющих право на обеспечение жильем и обеспечена жильем в порядке очередности в соответствии с данным списком по договору специализированного найма жилого помещения сроком на 5 лет, т.е. даже при получении жилья она не приобретет право на приватизацию в ближайшие пять лет. Таким образом, нормы действующего законодательства о порядке предоставления жилья детям-сиротам, лицам из их числа, а также лицам, оставшимся без попечения родителей, ухудшают её положение. Просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска (л.д.141-142).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении слушания дела не просили, об уважительности причин неявки не сообщили. На основании ч.3 ст.167 ГППК РФ судебная коллегия определила рассмотрть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Выскубову С.А., поддержавшую жалобу материального истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом первой инстанции установлено, что Болдина С.С., "Дата" года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление мер социальной поддержки, гарантированных Федеральным законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.
Это право Болдиной С.С. не оспаривалось, она поставлена на учет для получения жилья (л.д.13).
В обоснование заявленных в интересах Болдиной С.С. требований прокурор указал на то, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в силу положений статьи 57 ЖК РФ, а также Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем, к моменту рассмотрения дела судом первой инстанции Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, а гарантии предоставления жилых помещений названным категориям лиц закреплены в новой редакции статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями которой предусмотрены условия, порядок выделения и правовой режим жилых помещений, предоставляемых данным категориям граждан.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона N159 -ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, "данные изъяты"
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 6 названной статьи).
Внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 изменения и дополнения распространяются на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до этого момента не реализовали свое право на предоставление жилого помещения.
Статьей 7 Закона Забайкальского края от 26.12.2012 N 774-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются из специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с указанными лицами, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Правительством Забайкальского края принято Постановление от 22 января 2013 г. N 22 "Об утверждении порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 4 которого установлено, что мероприятия по формированию специализированного жилищного фонда на территории края осуществляются Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерством территориального развития Забайкальского края, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. В силу подпункта 4 п.5 названного Постановления действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляет Минобразования Забайкальского края.
Законные основания для предоставления истцу, не обеспечивавшемуся ранее жилым помещением из специализированного жилищного фонда, жилья из муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма с 1 января 2013 года отпали.
В силу вышеизложенного, выводы суда о том, что право истца на обеспечение жилым помещением должно обеспечиваться по нормам действующего законодательства и о том, что исковые требования прокурора к Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края об обязании профинансировать предоставление жилья Болдиной С.С. не подлежат удовлетворению, судебная коллегия находит правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон.
В соответствии с правовым принципом "Lex posterior derogat legi priori" (последующий закон отменяет предыдущий) суды при разрешении спора должны исходить из того, что приоритет имеют нормы федерального закона, принятого позднее, то есть руководствоваться положениями Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действовавшего на момент рассмотрения дела по существу.
Прокурор, а также материальный истец не лишаются возможности предъявления исковых требований к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которого возлагается обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о предоставлении жилого помещения Болдиной С.С. в соответствии с требованиями ныне действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, требования о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма, направленные к администрации МР "Каларский район", прокурором не были поддержаны, от этих требований прокурор отказался. Материальный истец Болдина С.С., как следует из протокола судебного заседания от 14 марта 2013 года (л.д.118-123) с позицией прокурора была согласна, уточненные исковые требования прокурора (с учетом отказа от требований к администрации муниципального района "Каларский район") поддержала.
Кроме того, определение о прекращении производства по делу в части исковых требований к администрации муниципального района "Каларский район" материальным истцом в установленном законом порядке не обжаловано, частная жалоба на определение суда в 15-дневный срок после его вынесения не подана.
С доводом апелляционной жалобы о том, что нормы Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 не могут быть применены, поскольку ухудшают положение Болдиной С.С., судебная коллегия не соглашается.
Нормы Федерального закона N159 -ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ) устанавливают иные по сравнению с прежней редакцией Федерального закона меры, направленные на реальное обеспечение жильем и его сохранение за лицами из числа детей-сирот и иных лиц, указанных в законе.
Содержание приведенной выше статьи 8 названного Закона не умаляет прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жилыми помещениями по сравнению с прежней редакцией, напротив, предоставление им жилого помещения из специализированного жилого фонда сохраняет реальное право лица на обеспечение жильем.
Приведенные в апелляционной жалобе суждения о том, что ранее действовавшее законодательство является более льготным по отношению к детям-сиротам и позволяло обеспечить защиту их жилищных прав, опровергаются материалами дела, из которых следует, что Болдина С.С., поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке (л.д. 13).
Таким образом, принимая во внимание то, что прокурор от исковых требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма к органу местного самоуправления отказался, иска к иным ответчикам о выделении специализированного жилого помещения не предъявил, следовательно, обязанность субъекта Российской Федерации финансировать мероприятия, связанные с предоставлением жилья в данном споре, не возникает.
Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Болдиной С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Кулакова О.К.
Судьи: Кузнецова О.А.
Доржиева Б.В.
Копия верна.
Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.