Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Кулаковой О.К.
судей краевого суда Чайкиной Е.В., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 июня 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Красночикойского района в защиту интересов Гекка С.В. к Администрации муниципального района "Красночикойский район", Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
по частной жалобе Главы муниципального района "Красночикойский район" Куприянова М.С.
на определение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 12 апреля 2013 года, которым постановлено заявление Администрации муниципального района "Красночикойский район" о прекращении исполнительного производства N в отношении должника Администрации муниципального района "Красночикойский район" о понуждении предоставить лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Гекку С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение в сельском поселении "Красночикойское" Красночикойского района, размером не менее 33 кв.м. общей площадью, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 11 декабря 2012 года исковые требования прокурора Красночикойского района, заявленные в интересах Гекка С.В. удовлетворены. На Администрацию муниципального района "Красночикойский район" возложена обязанность предоставить лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Гекка С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение в сельском поселении "Красночикойское" Красночикойского района размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям. На Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность в полном объеме профинансировать расходы Администрации муниципального района "Красночикойский район" по приобретению жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
Судебным приставом-исполнителем "Дата" возбуждено исполнительное производство N в отношении должника Администрации муниципального района (л.д.60).
Глава муниципального района "Красночикойский район" Куприянов М.С. "Дата" обратился в суд с заявлением о прекращении указанного исполнительного производства, ссылаясь на изменения в законодательстве от "Дата", а именно в ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В настоящее время действующим правовым регулированием предусмотрено предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Законом Забайкальского края от 26 декабря 2012 года N774-ЗЗК "О внесении изменений в ст.7 Закона Забайкальского края "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" и признании утратившим силу отдельных законов Забайкальского края и отдельных положений законов Забайкальского края", вступившим в силу 08 января 2013 года, признан утратившим силу Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N304- ЗЗК, наделявший органы местного самоуправления государственным полномочием по предоставлению жилья детям-сиротам. Считает, что Администрация муниципального района "Красночикойский район", не имея правовых оснований и материальных ресурсов для предоставления жилья детям-сиротам, утратила возможность исполнить решение суда по предоставлению жилья Гекка С.В.
Судом отказано в удовлетворении заявления, о чем вынесено вышеприведенное определение.
В частной жалобе Глава муниципального района "Красночикойский район" Куприянов М.С., не согласившись с определением суда, просит его отменить. По его мнению, суд не учел, что изменившимся законодательством Администрация муниципального района "Красночикойский района" лишена возможности предоставить взыскателю жилое помещение в наем из специализированного жилого фонда в соответствии с нормами действующего законодательства. Предоставляемое лицам из числа детей-сирот жилое помещение после "Дата" должно находиться в специализированном жилом фонде субъекта РФ. Жилое помещение не было представлено взыскателю, так как идет исполнение решения суда - строительство жилого дома, который будет передан в собственность Забайкальского края. Предоставить вновь построенное жилое помещение взыскателю должник не может при отсутствии к этому правовых оснований. Понуждение к дальнейшему исполнению судебного решения в условиях изменившегося законодательства ведет к нарушению прав муниципального района "Красночикойский район".
В соответствии со ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Чадову Е.А., поддержавшую определение суда, возражавшую против жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, суд пришел к правомерному выводу, что возможность исполнения исполнительного документа должником не утрачена, законных оснований для удовлетворения заявления о прекращении исполнительного производства не имеется.
Судебная коллегия считает данный вывод суда законными и необоснованными.
В силу п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 года N229-ФЗ исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением исполнительного документа.
Согласно ч.1 ст.439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 229-ФЗ исполнительное производство прекращается в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Из содержания приведенной нормы, следует, что невозможность исполнения исполнительного документа как причина прекращения исполнительного производства должна возникнуть на стадии исполнения судебного акта, то есть должна быть утрачена реально существовавшая на момент принятия судом судебного акта возможность его исполнения.
По смыслу приведенных положений подобная утрата возможности исполнения исполнительного документа должна носить объективный характер и не может определяться причинами, зависящими от должника.
Указанные заявителем в качестве факта утраты возможности исполнения обстоятельства (изменение законодательства в части порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот) обоснованно не признаны судом в качестве основания для прекращения исполнительного производства, поскольку не свидетельствуют об утрате возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия - предоставить истцу жилое помещение.
Должником не представлено доказательств о предпринятых достаточных мерах для исполнения решения суда. Объективных препятствий для исполнения вступившего в законную силу до изменения законодательства постановления суда не установлено. К таковым не может быть отнесена информация, содержащаяся в письме Министерства финансов Забайкальского края от "Дата" N, приложенном к частной жалобе.
Абзацем 2 пункта 1 стать 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) также предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Тем самым государство с целью реализации конституционного права на жилище указанных категорий лиц до внесения изменения в указанную норму Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 01 января 2013 года, приняло на себя публично-правовые обязательства по обеспечению их жильем, смысл которых заключался в том, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий.
Нормы действующего в настоящее время законодательства о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот обратной силы не имеют и это обстоятельство не является основанием для прекращения исполнительного производства и не снимает с должника обязанности по исполнению решения суда.
Поскольку основания для прекращения исполнительного производства отсутствуют, суд пришел к правильному выводу о том, что заявление удовлетворению не подлежит.
Определение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 12 апреля 2013 года оставить без изменения, частную жалобу Главы муниципального района "Красночикойский район" Куприянова М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.