Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 07 июня 2013 г. по делу N 33А-172/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А.
судей: Гусейнова Т.Г. и Степанова А.А.,
при секретаре Мухаметчиной Ф.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению подполковника Сагеева С.В. об оспаривании действий должностных лиц, связанных с исключением его из списков личного состава воинской части,
по апелляционной жалобе заявителя на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 7 марта 2013 года, которым его требования были удовлетворены частично.
Заслушав доклад председателя судебного состава Захарова В.А. и заключение начальника отдела - старшего помощника военного прокурора Центрального военного округа полковника юстиции Батуры В.П., полагавшего решение подлежащим изменению, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
как видно из материалов дела, подполковник Сагеев проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части ...
Приказом Министра обороны РФ от 1 ноября 2012 года N *** Сагеев досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части с 9 февраля 2012 года. Ему предписано выдать воинские перевозочные документы на проезд военнослужащего, членов его семьи и перевозку личных вещей от станции Алейская до станции Москва.
В последующем в этот приказ были внесены изменения приказом Министра обороны РФ от 20 декабря 2012 года N ***. Сагеев исключен из списков личного состава воинской части с 18 марта 2013 года с учётом предоставленного основного отпуска за 2012 год на 71 сутки, с 5 декабря 2012 года по 13 февраля 2013 года, с учётом дополнительного отпуска за 2012 год предусмотренного Федеральным законом РФ от 27.05.1998г. N 76-ФЗ как ветерану боевых действий, и основного отпуска за 2013 год пропорционально прослуженному времени сроком 32 суток с учётом дополнительного отпуска за 2013 год с 14 февраля по 17 марта 2013 года.
Посчитав свои права нарушенными Сагеев обратился в суд с заявлением о признании незаконными указанных приказов Министра обороны РФ и, с учётом уточнения своих требований, настаивал на возложении на Министра обороны РФ обязанности по изменению даты исключения его из списков личного состава воинской части на 14 апреля 2013 года, с учётом предоставления ему основного и дополнительного отпусков с 6 декабря 2012 года по 13 апреля 2013 года, установлении ему пособия в размере 8 окладов денежного содержания и изменении наименования станции прибытия "Москва", на станцию "Нара".
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от 7 марта 2013 года заявление Сагеева было удовлетворено частично. Суд признал неправомерными действия Министра обороны РФ, связанные с указанием неверного наименования станции прибытия в воинских перевозочных документах и установлением заявителю размера единовременного пособия при увольнении с военной службы. При этом суд обязал Министра обороны РФ внести изменения в оспоренный приказ, указав в его тексте в качестве конечной станции прибытия заявителя станцию "Нара", и выдать ему соответствующие воинские перевозочные документы, а также установить Сагееву единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере восьми окладов денежного содержания. В удовлетворении остальной части требований заявителю было отказано. При этом суд указал в решении об отсутствии у заявителя права на основной отпуск за 2013 год.
В апелляционной жалобе Сагеев выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требования, о возложении обязанности на Министра обороны РФ об изменении оспоренного приказа, в части исключения его из списков личного состава воинской части с 14 апреля 2013 года с учётом предоставления основного и дополнительного отпусков за 2012 и 2013 годы - с 6 декабря 2012 года по 13 апреля 2013 года.
При этом, ссылаясь на различные нормативно-правовые акты, автор жалобы утверждает, что основной и дополнительные отпуска за 2012 год он использовал с 6 декабря 2012 года по 1 марта 2013 года, а основной отпуск за 2013 год ему не предоставлялся.
Сагеев также высказывает суждение о том, что поскольку его исключение из списков личного состава воинской части состоялось в 2013 году, поэтому имеет право на основной и дополнительные отпуска за этот год.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у Сагеева права на основной отпуск в году увольнения, поскольку приказ об увольнении состоялся в прошедшем году, а из списков личного состава он исключён в наступившем году, в котором служебные обязанности фактически не исполнял, сделан в результате неправильного применения норм материального права.
Так, согласно пункту 23 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (с последующими изменениями), военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Таким образом, военнослужащий находится на военной службе до дня исключения его из списков части. То, что Сагеев не исполнял свои служебные обязанности по уважительным причинам - в связи с отпуском, не прекращает его нахождения на военной службе. Поскольку с военной службы Сагеев был уволен только в 2013 году, он имел законное право на отпуск за 2013 год.
В связи с изложенным, указание в решении об обратном подлежит исключению из мотивировочной части обжалуемого судебного акта как необоснованное.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что приказом Министра обороны РФ от 20 декабря 2012 года N *** Сагееву были предоставлены основной и дополнительный отпуска как за 2012, так и за 2013 годы. При этом Сагеев был не согласен только с их продолжительностью, в связи с чем просил суд возложить обязанность на указанное должностное лицо изменить свои приказы, предоставить ему основной и дополнительный отпуска за 2012 и 2013 годы с 6 декабря 2012 года по 13 апреля 2013 года и исключить его из списков личного состава воинской части с 14 апреля 2013 года.Однако при исчислении общей продолжительности отпуска Сагеева за 2012 год суд допустил неправильное применение норм материального законодательства, повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 5 и 5.1 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах", предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.
В судебном заседании установлено, что общая продолжительность военной службы Сагеева в льготном исчислении составляет более 20 лет. Он является ветераном боевых действий, а военную службу он проходил в местности с неблагоприятными климатическими условиями.
С учётом этих данных и в соответствии с подп. "г" п. 2, подп. "а" и "б" п. 4 и п. 10 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, продолжительность его основного отпуска составляет 45 суток, кроме того он имеет право на 5 дополнительных суток за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и на отпуск продолжительностью 15 суток как военнослужащему - ветерану боевых действий, а также 6 суток для проезда к месту использования основного отпуска и обратно.
Таким образом, общая продолжительность всех видов отпусков Сагеева за 2012 год, с учётом времени на дорогу составляет 71 сутки. Именно такая продолжительность отпуска была установлена Сагееву за 2012 год приказом МО РФ от 20 декабря 2012 года N *** (с 5 декабря 2012 года по 13 февраля 2013 года), что окружной военный суд признает правильным.
Вывод же гарнизонного военного суда о том, что отпуск продолжительностью 15 суток, предоставленный Сагееву как ветерану боевых действий, следует учитывать при подсчете общей продолжительности основного отпуска за 2012 год, которая не может превышать 60 суток, является неверным.
Так, согласно п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подп. "б" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы предоставленный Сагееву отпуск продолжительностью 15 суток как ветерану боевых действий является дополнительным и в счет основного отпуска не засчитывается.
С учётом изложенного указанный вывод суда первой инстанции подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Приказом Министра обороны РФ от 20 декабря 2012 года N *** основной и дополнительный отпуска в год увольнения были предоставлены Сагееву с учетом времени на дорогу продолжительностью 32 суток с 14 февраля по 17 марта 2013 года.
Окружной военный суд полагает, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, расчет продолжительности основного отпуска в год увольнения Сагееву произведен верно.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.
Продолжительность основного отпуска Сагеева, с учетом общей продолжительности его военной службы составляет 50 суток с учетом 5 дополнительных суток за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями, количество полных месяцев военной службы прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава - 2. Поэтому продолжительность его основного отпуска в год увольнения с военной службы составляет 10 суток (50:12х2). Кроме того он имеет право на отпуск продолжительностью 15 суток как военнослужащий - ветеран боевых действий и на время для проезда к месту использования основного отпуска и обратно - 6 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска Сагеева в год увольнения с военной службы с учетом дополнительного отпуска и времени на проезд составляет 31 сутки. Между тем Министром обороны РФ ему предоставлен отпуск за 2012 год продолжительностью 32 суток.
При таких обстоятельствах окружной военный суд полагает, что права заявителя в указанной части нарушены не были и не усматривает оснований для удовлетворения его требований об увеличении продолжительности основного отпуска за 2012 год.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1 и 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 7 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сагеева С.В. - без удовлетворения
Исключить из мотивировочной части решения указание суда о том, что общая продолжительность основного и дополнительного отпусков Сагеева С.В. за 2012 год не может превышать 60 суток без учёта времени необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно, а также указание об отсутствии у Сагеева С.В. права на основной отпуск и на дополнительные сутки отдыха за 2013 год.
Председательствующий В.А. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.