Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Леоновой Л.П.,
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 20 февраля 2013 г. по исковому заявлению Поповой Т. А. к администрации муниципального образования "Суоярвский район" об отмене дисциплинарного взыскания, взыскании премии.
Заслушав доклад судьи Слиж Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец с ХХ.ХХ.ХХ замещает должность ( ... ) администрации муниципального образования "Суоярвский район". Распоряжением ответчика от ХХ.ХХ.ХХ N в отношении истца применено дисциплинарное взыскание в виде ( ... ), которое истец полагает необоснованным, ссылаясь на то обстоятельство, что дисциплинарного проступка она не совершала. В связи с чем истец просила признать незаконным и отменить наложенное на нее дисциплинарное взыскание, взыскать с ответчика в ее пользу премию за ХХ.ХХ.ХХ года в размере ( ... ) копеек.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что ответчиком не доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка. Распоряжение ответчика от ХХ.ХХ.ХХ N не содержит указания на предмет нарушения, в том числе отсутствует указание на конкретные пункты должностной инструкции либо иного акта, положения которых были нарушены истцом. Выводы суда о ненадлежащем извещении лиц, участвующих в делах об административных правонарушениях, не основаны на доказательствах по делу. Также полагает, что судом не принята во внимание тяжесть проступка. Истец не является ( ... ) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работает под руководством председателя названной Комиссии. Все решения Комиссии принимаются коллегиально, на истца не может быть возложена ответственность за принятые Комиссией решения. Вменяемые истцу нарушения находятся за пределами ее компетенции, определенной должностной инструкцией.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчик полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения. В обоснование своих доводов указывает, что судом осуществлена полная и всесторонняя оценка представленных сторонами доказательств. Истец является ( ... ) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и исполняет свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией, законодательство не содержит обязательного требования на предмет указания в распоряжении о наложении дисциплинарного взыскания на конкретные пункты должностной инструкции, которые были нарушены. В обязанности истца входит подготовка заседаний вышеназванной комиссии, контроль за выполнением принимаемых постановлений, ведение делопроизводства; указанные обязанности должны исполняться добросовестно. Применение дисциплинарного взыскания было осуществлено по результатам рассмотрения представления прокуратуры Суоярвского района, в котором принимала участие истец. Факты нарушения истцом порядка извещения лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, допущение описок, не указание вида административного наказания в постановлениях нашли свое подтверждение в судебном заседании. Доводы истца о наличии в данном случае коллегиальной ответственности несостоятельны, поскольку указанные нарушения допущены персонально истцом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ходатайстве, адресованном суду апелляционной инстанции, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, полагал решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
В силу статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Судом установлено, что на основании трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ истец замещает должность ( ... ) администрации муниципального образования "Суоярвский район" - ( ... ) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (л.д. 6).
Условиями трудового договора определено, что истец обязана добросовестно и качественно исполнять обязанности муниципального служащего, предусмотренные должностной инструкцией и договором (пункт 3.2).
Должностной инструкцией, утвержденной главой администрации муниципального образования "Суоярвский район" ХХ.ХХ.ХХ, на ( ... ) администрации муниципального образования "Суоярвский район" - ( ... ) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав возложены обязанности: принимать участие во всей работе по координации и осуществлению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; готовить заседания комиссии; осуществлять контроль за выполнением постановлений комиссии; вести протоколы заседаний комиссии, осуществлять делопроизводство (л.д. 8-9). С должностной инструкцией истец была ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись.
Распоряжением и.о. главы администрации местного самоуправления от ХХ.ХХ.ХХ N на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде ( ... ). Причиной применения дисциплинарного взыскания послужили допущенные неоднократные нарушения в оформлении протоколов об административных правонарушениях, некачественном и несвоевременном извещении о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях, допущении опечаток в постановлениях (л.д. 7).
Основанием для издания названного распоряжения послужили представление прокуратуры Суоярвского района об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от ХХ.ХХ.ХХ N (л.д. 11) и протокол рассмотрения названного представления от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.43).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав должностные обязанности истца - ( ... ) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, установленные должностной инструкцией, функции и задачи названной комиссии, определенные Положением и утвержденные решением II сессии II созыва Совета депутатов муниципального образования "Суоярвский район" от ХХ.ХХ.ХХ N (л.д. 51-56), к полномочиям которой в числе прочего отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, при этом ( ... ) комиссии обеспечивает организационную деятельность комиссии, организует подготовку необходимых материалов к заседаниям, обеспечивает контроль за исполнением постановлений, ведет протокол заседания, осуществляет иные полномочия, возложенные председателем комиссии, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения истцом по ее вине должностных обязанностей.
При этом суд дал оценку утверждениям истицы о том, что ответчиком не доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка, указав в решении на имевшие место факты ненадлежащего (несвоевременного) извещения несовершеннолетних и их законных представителей по делам об административных правонарушениях в отношении вышеуказанных лиц, отсутствие в делах на момент проведения проверки прокуратуры в ХХ.ХХ.ХХ года в ряде дел об административных правонарушениях расписок об извещении несовершеннолетних. В данном случае истец не оспаривала то обстоятельство, что извещение несовершеннолетних осуществлялось несвоевременно, законные представители не были вызваны истцом для участия в рассмотрении данной категории дел. Факт наличия описок в постановлениях по делам об административных правонарушениях истцом также не оспаривался.
Судом проверено соблюдение процедуры наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренной статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, и установлено, что до наложения взыскания у истца отобрано письменное объяснение, приказ о применении дисциплинарного взыскания объявлен истице под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, при избрании вида дисциплинарного взыскания ответчик учел тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
По делу также установлено, что в связи с выявлением прокуратурой Суоярвского района нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, зафиксированных в представлении от ХХ.ХХ.ХХ N (л.д. 33-35), распоряжением ответчика от ХХ.ХХ.ХХ N истец была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д. 26).
В соответствии со статьей 194 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарное взыскание является действующим в течение года со дня его применения если не будет снято работодателем до истечения года.
Доказательств снятия указанного дисциплинарного взыскания истец не представила. Таким образом, на момент вынесения ответчиком распоряжения от ХХ.ХХ.ХХ N, истец имела действующее дисциплинарное взыскание, в связи с чем избранный вид дисциплинарного взыскания в виде ( ... ) соответствует требованиям статьи 27 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Судом первой инстанции учтено, что мера дисциплинарной ответственности в виде ( ... ) является соразмерной совершенному проступку, обстоятельствам при которых он был совершен, поскольку допущенные истицей действия наносят ущерб авторитету органа местного самоуправления. При привлечении к дисциплинарной ответственности, работодателем учитывалось предшествующее поведение истицы и ее отношение к работе.
В соответствии с пунктом ( ... ) Положения о материальном стимулировании муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования "Суоярвский район", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Суоярвский район" от ХХ.ХХ.ХХ N (л.д. 17-18), при наличии дисциплинарного взыскания ( ( ... )) муниципальному служащему начисляется и выплачивается премия, начиная с третьего месяца, следующего за месяцем, в котором было применено дисциплинарное взыскание ( ( ... )) или с месяца, в котором снято дисциплинарное взыскание ( ( ... )).
С учетом того обстоятельства, что указанное дисциплинарное взыскание было применено по отношению к истцу в ХХ.ХХ.ХХ года, правовых оснований для взыскания с ответчика премии за ХХ.ХХ.ХХ не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, представленных доказательствах, правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы на отсутствие в распоряжении от ХХ.ХХ.ХХ N указания на предмет нарушения, в том числе отсутствует указание на конкретные пункты должностной инструкции либо иного акта, положения которых были нарушены истцом, не могут быть приняты во внимание. Поскольку, законодателем не определены требования, которым должно соответствовать распоряжение о привлечении к дисциплинарной ответственности и последствия их несоблюдения, отсутствие указания нормативных актов, не может являться основанием для отмены дисциплинарного взыскания.
Ссылки истца на отсутствие у нее статуса ( ... ) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также подчиненность председателю названной комиссии не может являться основанием для ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на нее нормами закона, регулирующего правоотношения в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
Доводы о невозможности привлечения истца к дисциплинарной ответственности в связи с тем, что представление прокуратуры Суоярвского района было вынесено в отношении работодателя истца, но не в отношении нее лично, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Согласно части 1 статьи 6 поименованного Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона (часть 3 статьи 22 Федерального закона). Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами то обстоятельство, что предметом проверки прокуратуры Суоярвского района, результатом которой стало вынесение представления от ХХ.ХХ.ХХ N, являлась деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как органа, уполномоченного на рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних граждан. Очевидным явилось принятие прокуратурой решения по результатам проверки именно в отношении проверяемого органа, а не конкретного его должностного лица. Данное решение, вынесенное в форме представления, затрагивает, в том числе, вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушение закона. При этом разрешение вопроса об определении степени вины конкретного работника ( ( ... )) отнесено к компетенции работодателя.
Учитывая, что факт невыполнения истцом надлежащим образом своих должностных обязанностей, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а нарушений работодателем процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности, предусмотренной статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, не было установлено, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на другую оценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
По изложенным мотивам судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 20 февраля 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.