Решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2013 г.
(Извлечение)
Судья Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Коркмазова Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее УФАС по КЧР) на решение судьи Черкесского городского суда КЧР от 19 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица- члена единой комиссии ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской республики" У.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР (далее УФАС по КЧР) от 03 октября 2012 года на должностное лицо - члена единой комиссии ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской республики" У. наложен штраф в размере двадцати тысячи рублей за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.30 КоАП РФ - нарушение порядка отбора участников аукциона на право заключить контракт.
Не согласившись с указанным постановлением У. обратилась с жалобой в Черкесский городской суд. В жалобе она просила отменить постановление руководителя УФАС по КЧР от 03 октября 2012 года из-за отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Решением судьи Черкесского городского суда КЧР от 19 декабря 2012 года постановление руководителя УФАС по КЧР от 03 октября 2012г отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении У. прекращено.
Не согласившись с указанным судебным решением, руководитель УФАС по КЧР обратился с жалобой в Верховный суд КЧР, в которой просит об отмене решения суда и возврате дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, считая его незаконным и необоснованным. В жалобе указано, что Единая комиссия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской республики", членом которой является У. необоснованно признала заявку единственного участника ОАО " " ... "" соответствующей условиям допуска, применяемым к участникам аукциона в электронной форме и требованиям аукционной документации. Указанными действиями У. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении порядка отбора участников аукциона на право заключить контракт.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав У., представителя УФАС по КЧР Матакаева И.И., прокурора Боташева Р.К., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат такие обстоятельства, как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, и т.д. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, вещественными доказательствами (ст.26.2 КоАП РФ)
О совершении административного правонарушения составляется протокол; в протоколе об административном правонарушении помимо прочего указываются место, время совершения и событие административного правонарушения (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, Прокуратурой КЧР совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы по КЧР была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 21.07.05г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской республики Федерального дорожного агентства" открытых аукционов за истекший период 2012г.
Актом N ... от "дата" было установлено, что ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской республики" размещен заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ликвидации колей, заделке деформаций и повреждений покрытий на автомобильной дороге общего пользования федерального значения А 156 Лермонтов-Черкесск, км 41+000-км 88+827 (локальными участками, км 42+700-км 42+800, км 44+450 - 45+100) в Карачаево-Черкесской Республике, уникальный номер на официальном сайте www.zakupki.gov.ru N ... ; начальная (максимальная) цена контракта составляет "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей; размер обеспечения контракта составляет - "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей.
Единой комиссией ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской республики" в составе: председателя Б., заместителя председателя Б., членов комиссии Ж., К., П., У., согласно протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от "дата" N ... на основании указанного заказа к участию в открытом аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по ликвидации колей, заделке деформаций и повреждений покрытий на автомобильной дороге общего пользования федерального значения А 156 Лермонтов-Черкесск, км 41+000-км 88+827 (локальными участками, км 42+700-км 42+800,км 44+450 - 45+100) в Карачаево-Черкесской Республике было допущено ОАО " " ... "", не имеющее и не представившее в составе документов второй части заявки копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства, с которым в последствии был заключён государственный контракт.
Прокурором КЧР по данному факту в отношении члена комиссии У. "дата" было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.30 КоАП РФ и материалы для рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены в Карачаево-Черкесское Управление ФАС России.
Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике от 03.10.12г вынесено постановление о признании члена единой комиссии ФКУ "Управления федеральных автомобильных дорог на территории КЧР" У. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере двадцати тысячи рублей.
Решением судьи Черкесского горсуда от 19.12.12г указанное постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике от 03.10.12г в отношении У. отменено, производство по административному материалу прекращено за отсутствием в действиях У. состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Данный вывод суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).
В соответствии с ч.2 ст.7.30 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт.
Порядок проведения конкурса или аукциона на право заключить контракт определен Федеральным законом N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Согласно ч. 1 и пп. "б" п.3 ч.2 ст.35 указанного Закона для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе; заявка на участие в аукционе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона при размещении заказа путем проведения торгов обязательным требованием к участникам размещения заказа является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч.4 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Как следует из материалов дела, "дата" комиссией по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на заключение государственного контракта на выполнение работ по ликвидации колей, заделке деформаций и повреждении покрытий на автомобильной дороге общего пользования федерального значения А-156 Лермонтов-Черкесск, км 41+000-км 88+ 827 ( локальными участками, км 42+ 700-км 42+ 800,км 44+450-км 45+100) в Карачаево-Черкесской Республике единственным участником открытого аукциона было признано открытое акционерное общество " " ... "" ( далее " ... "). Из протокола заседания комиссии от "дата" следует, что заявка " ... " соответствует условиям допуска, применяемым к участникам открытого аукциона и требованиям документации об аукционе.
Из диспозиции ч.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях усматривается, что нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, либо нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо нарушение членом аукционной или единой комиссии порядка проведения аукциона - влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 55 Градостроительного кодекса перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"" таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, как указано выше определено Министерство регионального развития Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства делятся на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и на виды работ, которые такого влияния не оказывают.
Однако, вид работ "Организация строительства" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ.
Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда, в случае если: предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Согласно проекту государственного контракта, имеющегося в "Документация об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по ликвидации колей, заделке деформаций и повреждений покрытий на автомобильной дороге общего пользования федерального значения А 156 Лермонтов-Черкесск, км 41+000-км 88+827 (локальными участками, км 42+700-км 42+800, км 44+450 - 45+100) в Карачаево-Черкесской Республике" предметом договора (контракта) является ликвидация колей, заделка деформации и повреждений покрытия на автомобильной дороге общего пользования, а не организация строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, закреплены в "Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30 декабря 2009г.
В соответствии со сноской к Перечню виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 48.1 Градостроительного кодекса РФ ликвидацию колей, заделку деформации и повреждений покрытия на автомобильной дороге общего пользования ни к особо опасным, ни к технически сложным и уникальным объектам, не относит, и таким образом не требует получение свидетельства.
Более того, если при выполнении работ не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности Объекта, в соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на выполнение указанных работ не требуется выдача разрешения на строительство.
Приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года N 160 (в редакции Приказа Министерства транспорта РФ от 06 августа 2008 года N 122) утверждена Классификация работ по капитальному строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Состав работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования приведен в разделе IV Классификации.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В состав работ по содержанию входят следующие виды работ:
устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; ликвидация колей глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 50 м.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами административного дела, что указанные в аукционной документации работы соответствуют наименованиям предусмотренных разделом IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог и полностью идентичны наименованиям работ по содержанию автомобильных дорог, указанным в вышеприведенных Отраслевых сметных нормативах, поэтому являются работами по содержанию автомобильных дорог, для выполнения которых действующим законодательством не требуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В силу п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях члена комиссии У. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы на решение суда первой инстанции направлены к иной оценке обстоятельств дела и не могут повлечь отмену состоявшегося судебного акта.
Дело рассмотрено судом первой инстанции с правильным применением норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах решение судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 декабря 2012г подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
руководствуясь ст. ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 декабря 2012г - оставить без изменения, а жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР - без удовлетворения.
Судья Верховного суда КЧР - Л.А.Коркмазова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.