Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Межевовой Н.И.
Середы Л.И.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 01 августа 2013 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе руководителя ТУ Росимущества в Республике Мордовия Ерохина И.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Верочкина Е.И. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее по тексту ТУ Росимущество в Республике Мордовия) о взыскании премии (л.д.1-2).
В обоснование требований указала, что с 16 ноября 2009 г. она работала в ТУ Росимущество в Республике Мордовия старшим специалистом 3 разряда. 14 декабря 2012 г. она была уволена в связи с утратой представителем нанимателя доверия (подпункт 1.1 пункт 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Её исковые требования о признании её увольнения незаконным и возложении обязанности на работодателя внести соответствующие записи в трудовую книжку судом удовлетворены. Таким образом, в её трудовой книжке формулировка причины увольнения была изменена на следующую: "уволена по собственному желанию" с датой увольнения 11 февраля 2013 г. 29 декабря 2012 года она узнала, что служащим ТУ Росимущества в Республике Мордовия была выплачена годовая премия, в том числе и работнику отдела, в котором она работала, занимающему должность старшего специалиста 3 разряда, то есть аналогичную её должности, была выплачена премия в размере 4-месячных окладов. Поскольку она фактически отработала 2012 год почти полностью, не доработав двух недель только вследствие неправомерных действий работодателя, считала, что также имеет право на получение годовой премии. Свои должностные обязанности она исполняла добросовестно, трудовую дисциплину соблюдала. Таким образом, оснований для лишения её годовой премии она не находит.
Просила суд взыскать с ТУ Росимущества в Республике Мордовия в её пользу годовую премию за 2012 год в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. исковые требований Верочкиной Е.И. удовлетворены.
С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия в пользу Верочкиной Е.И. взыскана невыплаченная премия в размере "данные изъяты" рубля.
С Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия в доход бюджета городского округа Саранск взыскана государственная пошлина в сумме "данные изъяты". (л.д.58-60).
В апелляционной жалобе руководитель ТУ Росимущества в Республике Мордовия Ерохин И.С. считал решение суда незаконным, постановленным с нарушением норм процессуального и материального права, просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что судом при вынесении решения неправильно истолкованы положения Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г., Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15 июня 2011 г. N212. Премии относятся к дополнительным выплатам, не являются гарантированной частью денежного содержания и является выплатой стимулирующего характера. Указал на то, что разрешение вопроса о выплате премии государственному служащему относится к исключительной компетенции работодателя. Истицей не представлено ни одного доказательства того, что она заслуживает поощрения в виде премии, в то время как в материалах дела имеется служебная записка заместителя руководителя ТУ Росимущества в Республике Мордовия о не премировании истицы по итогам 4 квартала 2012 г. в связи с систематическими нарушениями в подготовке документов и за несвоевременное исполнение указаний руководства, также Верочкиной Е.И. в 2012 году совершен дисциплинарный поступок - представлен заниженный доход супруга. Считал ссылку истицы на размер премии, полученной другими сотрудниками некорректной, а представленный в иске расчёт премии не может быть принят судом во внимание. Указал, что приказ от 14 декабря 2012 г. N28-л был признан решением суда незаконным в связи с допущенными нарушениями в процедуре увольнения сотрудника, которые не исключают сам факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка. Полагал, что принятое судом решение ставит истицу в преимущественное положение по сравнению с иными сотрудниками ТУ Росимущества в Республике Мордовия, совершившими аналогичные дисциплинарные проступки, за что также премированы не были (л.д.61-65).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав представителя ответчика - ТУ Росимущества в Республике Мордовия Устинову В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истицы Верочкиной Е.И. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что Верочкина Е.И. с 16 ноября 2009 г. принята на должность специалиста-эксперта отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности РФ, 13 января 2010 г. назначена на должность старшего специалиста 3 разряда отдела контроля, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями, коммерческими организациями и регулирования земельных отношений, разграничения государственной собственности и регистрации права собственности РФ (л.д.4-8).
Согласно приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 14 декабря 2012 г. "N" Верочкина Е.И. уволена с 14 декабря 2012 г. в связи с утратой представителем нанимателя доверия в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (л.д.31).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 февраля 2013 г., вступившим в законную силу 12 марта 2013 г., приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 14 декабря 2012 г. "N" об увольнении Верочкиной Е.И. признан незаконным. Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия в течение 5 дней после вступления решения в законную силу внести исправление в трудовую книжку Верочкиной Е.И., указав причину увольнения - по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - расторжение трудового договора по инициативе работника, с 11 февраля 2013 г. (л.д.14-18).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Верочкиной Е.И.
Однако с данным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться, в силу следующего.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Неправильным применением норм материального права является неправильное истолкование закона.
В соответствии со статьёй 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со статьей 65 названного Федерального закона финансирование гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено самостоятельное определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации размеров и условий оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 50 вышеназванного Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно части 5 статьи 50 указанного Закона, к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок премирования государственных служащих территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом регулируется Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15 июня 2011 г. N 212 "Об утверждении Положения о премировании, порядке выплаты единовременного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом".
Согласно пункту 1.1.1 Приказа премирование гражданских служащих производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества работы, творческом подходе к решению задач, возложенных на соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее -территориальный орган), своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.
В соответствии с пунктом 1.1.6 не подлежат премированию гражданские служащие, систематически не исполняющие или несвоевременно выполняющие свои служебные обязанности (задания), а также нарушающие трудовую дисциплину.
Решение о выплате премий и их размере гражданским служащим принимается руководителем территориального органа на основании представлений заместителей руководителя, начальников соответствующих структурных подразделений территориального органа и оформляется приказом территориального органа. Гражданский служащий премируется в зависимости от результатов его работы, работы структурного подразделения территориального органа и на основании анализа информации об эффективности деятельности с учетом показателей, указанных в пунктах 1.1.3, 1.1.4 Приказа от 15 июня 2011 N212.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Премия является поощрением и не носит обязательный характер.
Понятие "премиальная выплата" в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" не содержится. Из содержания статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премия является выплатой стимулирующего характера. В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, в том числе премии, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, размера - прерогатива работодателя.
Исходя из приведенных положений федерального законодательства, представитель нанимателя самостоятельно определяет порядок назначения и условия выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий как дополнительной выплаты в составе денежного содержания государственных гражданских служащих. При этом, решение вопроса о премировании находится в прямой связи с оценкой деятельности государственного служащего, а именно установлением факта надлежащего выполнения им служебных обязанностей. Учитывая особенности правовой природы премии как стимулирующей выплаты, ее невыплата не может рассматриваться как нарушение прав государственного служащего.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Вместе с тем, исходя из того, что доказательства, подтверждающие обстоятельства, имеющие значение для дела, собраны достаточно полно, судебная коллегия, рассмотрев дело, принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Верочкиной Е.И. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о взыскании премии.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Верочкиной Е.И. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о взыскании премии.
Председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Н.И.Межевова
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.