Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополовой Т.В.,
судей Весёлой И.Н., Вениченко О.В.,
при секретаре Федяеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сыргашевой Е.Н. на решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 25 апреля 2013 года по заявлению Сыргашевой Е.Н. о признании незаконным решения Главы А-ого сельсовета Танбаева Н.А. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, понуждении поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Весёлой И.Н., пояснения заявителя Сыргашевой Е.Н., ее представителя Коровниковой Н.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства ... - Поповой М.И., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыргашева Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Главы А-ого сельсовета Танбаева Н.А. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, понуждении поставить её на таковой учет, мотивируя тем, что она является инвалидом второй группы и вдовой участника Великой Отечественной войны. До середины 2011 года проживала в неблагоустроенной квартире, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности. ДД.ММ.ГГГГ принадлежащую ей долю в квартире она подарила дочери. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако ответом Главы А-ого сельсовета Танбаева Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления ей было отказано по причине того, что, совершив сделку по отчуждению доли в квартире, она намеренно ухудшила свои жилищные условия. Полагала отказ незаконным, поскольку она как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на получение благоустроенного жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание заявительница Сыргашева Е.Н. не явилась. Дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель заявителя Коровникова Н.Г. требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно сослалась на то, что Сыргашева Е.Н. нуждается в обеспечении благоустроенным жильем.
Глава А-ого сельсовета Танбаев Н.А. требования не признал, пояснив, что решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принято законно и обоснованно, поскольку Сыргашева Е.Н. намеренно ухудшила жилищные условия.
Представитель заинтересованного лица Министерства ... Попова М.И., возражая против удовлетворения требований, пояснила, что действующим законодательством не предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий именно благоустроенным жильем. Заявитель, совершив действия по отчуждению принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на квартиру, намеренно ухудшила свои жилищные условия. Полагала отказ органа местного самоуправления в постановке последней на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении законным и обоснованным.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении требований Сыргашевой Е.Н. отказал.
С решением не согласилась заявитель Сыргашева Е.Н.
В апелляционной жалобе она ссылается на неправильное определение судом имеющих значение для дела обстоятельств и неприменение закона, подлежащего применению. Указывает, что, обращаясь в суд, она мотивировала требования наличием права, установленного Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и п.4 ст.21 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым члены семей умерших участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, один раз обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо отих имущественного положения. Полагает, что независимо от факта отчуждения ею своей доли в неблагоустроенной квартире имеет право на обеспечение жилым помещением более высокого качества благоустройства, поскольку в силу возраста и состояния здоровья нуждается в наличии в квартире воды и санузла. Отмечает, что понятие "граждане, нуждающиеся в жилых помещениях", содержащееся в Законе Республики Хакасия от 26.04.2006 N 14-ЗРХ "О порядке и форме предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений в Республике Хакасия", не тождественно понятию "граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий", содержащемуся в нормативных правовых актах федерального уровня, а потому применению подлежали последние как имеющие более высокую юридическую силу.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения заявителя, ее представителя, представителя заинтересованного лица - Министерства труда и социального развития РХ, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Данная конституционная норма конкретизирована в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, согласно которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются, в частности, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в редакции от 09.01.2010 N30) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" (п. 1 Указа).
На основании ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение предписаний федерального законодателя в Республике Хакасия принят Закон от 26.04.2006 N 14-ЗРХ "О порядке и форме предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений в Республике Хакасия", согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 которого право на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Частью 1 ст. 2 вышеуказанного Закона Республики Хакасия определено, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления городских округов и поселений.
Таким образом, для получения меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета член семьи погибшего (умершего) участника или инвалида Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела, Сыргашева Е.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы (л.д. 4, 5).
При обращении к Главе А-ого сельсовета Танбаеву Н.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях получения меры социальной поддержки решением от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в предоставлении соответствующей муниципальной услуги по тем основаниям, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия путем совершения сделки по отчуждению жилого помещения (л.д. 13, 14).
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Сыргашевой Е.Н. принадлежала 1/2 доли в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м (л.д. 32-34).
По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ заявитель произвела отчуждение земельного участка и доли в праве общей долевой собственности в указанной квартире своей дочери Б.Ю. (л.д.27-28).
С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает в неблагоустроенной квартире по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, принадлежащей на праве собственности дочери С.Е., в составе семьи численностью 7 человек (л.д. 10, 30). Жилого помещения на праве собственности не имеет (л.д. 11, 12).
Из изложенного следует, что Сыргашева Е.Н. была обеспечена в с. А. жилым помещением по нормам не ниже установленных пунктом 2 Решения Совета депутатов муниципального образования ... район от ДД.ММ.ГГГГ N (8 кв. метров общей площади занимаемого жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения).
Однако вывод суда первой инстанции о том, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, сделан при отсутствии в деле надлежащих доказательств указанному обстоятельству.
Из технического паспорта принадлежавшей Сыргашевой Е.Н. квартиры по "адрес" усматривается, что данное жилое помещение являлось неблагоустроенным, имело печное отопление (л.д. 32-34). Жилое помещение по "адрес", в котором она проживает в настоящее время, имеет аналогичный уровень благоустройства (л.д. 6-9).
Согласно акту материально-бытового обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленному членами жилищной комиссии и утвержденному Главой А-ого сельсовета, Сыргашева Е.Н. проживает с дочерью, внучкой, двумя правнуками в квартире по "адрес", состоящей из трех комнат и кухни, оборудованной печным отоплением, была вынуждена переехать и зарегистрироваться у старшей дочери в связи с тем, что квартира, в которой она ранее проживала, была продана младшей дочерью. В соответствии с заключением комиссии Сыргашева Е.Н. проживает у дочери в неблагоустроенной квартире, собственного жилья не имеет, нуждается в собственном благоустроенном жилье (л.д. 51).
Учитывая возраст заявителя ( "данные изъяты"), состояние ее здоровья ( "данные изъяты"), проживание в неблагоустроенном жилом помещении является для нее затруднительным.
Таким образом, отчуждение Сыргашевой Е.Н. неблагоустроенного помещения не может являться основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, поскольку условия ее проживания не изменились. Кроме того, судебная коллегия считает, что она не совершила действия по ухудшению жилищных условий, так как невозможно намеренно ухудшить жилищные условия, если эти жилищные условия являлись для Сыргашевой Е.Н. неблагоприятными, а домовладение - непригодным для проживания с учетом возраста и состояния здоровья заявителя.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии основания для признания Сыргашевой Е.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела, следовательно, решение суда является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 2 ст.328, ст.329, п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу отменить и принять новое решение, которым заявление Сыргашевой Е.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Главы А-ого сельсовета Танбаева Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Сыргашевой Е.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать Администрацию А-го сельсовета поставить Сыргашеву Е.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Председательствующий Т.В. Долгополова
Судьи И.Н. Веселая
О.В. Вениченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.