Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Бурова А.И.,
при секретаре Садыковой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 24 июня 2013 года дело по апелляционному представлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора В.Е.И.
на решение Индустриального районного суда г. Ижевска УР от 25 марта 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора об оспаривании решения государственного органа
Заслушав доклад судьи Ахкямова Р.Р., пояснения старшего помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора К.Е.А.., поддержавшей доводы представления, представителей Министерства природных ресурсов УР - М.А.А. (доверенность N 18 от 21 июня 2012 г., сроком до 21 июня 2015 г.), П.В.Н.доверенность N 10 от 13 марта 2013 г., сроком до 31 декабря 2013 г.),представителей Управления охраны фауны по УР К.Е.Е. (доверенность от 10 января 2012 г., сроком три года), П.М.Е. (доверенность от 25 марта 2013 года, сроком на три года), возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы по материалам проекта нормативно-технической документации "Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 10 декабря 2012 года N 14-Э, с момента издания указанного приказа.
Требования мотивировал тем, что указанная экспертиза проведена в связи с необходимостью внесения изменений в Указ Президента Удмуртской Республики от 25 июля 2012 года N 136 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года", что противоречит требованиям действующего законодательства, а именно Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228 (далее - Приказ Минприроды, Приказ N 228),, которым определен порядок внесений изменений в документ об утверждении лимитов. Также указанная экспертиза проведена с нарушением сроков, установленных Приказом N 228 и в отсутствии заявок на добычу охотничьих ресурсов в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, как это определенно в Приказе N 228.
В судебном заседании старший помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора К.Е.А. на удовлетворении заявления настаивала.
Представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР П.В.Н.., М.Н.Н.., представитель Управления охраны фауны УР П.М.Е. возражали против удовлетворения заявления.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обосновании доводов сослался на ранее приведенные мотивы. Полагает, что судом неверно применен материальный закон.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Указом Президента УР от 25 июля 2012 года N 136 утверждены лимиты, квоты, объемы добычи охотничьих ресурсов в УР, за исключением национального парка "Нечкинский", на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, в том числе, квоты объемы добычи кабана в УР на период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2013 года - 1 978 особей.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 29 ноября 2012 г. N 13-Э отделу экспертиз, нормирования и информационных технологий на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 29 ноября 2012 года N 13-Э было поручено организовать проведение государственной экологической экспертизы проекта нормативно-технической документации "Обосновывающие материалы по дополнительным квотами на добычу кабана в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения".
Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта нормативно-технической документации N71 представленные материалы по объему и содержанию в основном соответствуют требованиям нормативно правовых актов Российской Федерации и Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает допустимой реализацию: проекта лимита добычи охотничьих ресурсов (кабана) в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года (копия приложения N 1 к настоящему Заключению); проекта квот добычи кабана в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года (копия приложения N 2 к настоящему Заключению). Срок действия заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы установлен до 1 августа 2013 года.
Указом Президента УР от 31 января 2013 года N 16 утверждены лимиты, квоты, объемы добычи охотничьих ресурсов в УР, за исключением национального парка "Нечкинский", на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, в том числе, квоты объемы добычи кабана в УР на период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2013 года - 2 439 особей.
Одновременно п. 2 данного Указа признан утратившим силу Указ Президента УР от 25 июля 2012 года N 136 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2013 года".
Указанные обстоятельства установлены в суде первой инстанции и сторонами не оспариваются.
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ( далее - Федеральный закон N 174-ФЗ, Закон N 174 -ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона N 174-ФЗ, целью экологической экспертизы является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона N174-ФЗ, в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Закона).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона N174-ФЗ, заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, что в данном случае наступает 1 августа 2013 г. ( ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 174-ФЗ)
Как обосновано установлено в суде первой инстанции, Минприроды УР проводило государственную экологическую экспертизу в рамках предоставления государственной услуги.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления государственной услуги "Проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня" утвержден приказом Минприроды УР от 30 сентября 2011 года N142 "Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня".
Таким образом, порядок проведения экспертизы не был нарушен, экспертиза проведена в рамках оказываемой услуги с целью определения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, в частности добычи охотничьих ресурсов (кабана) в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года.
Результаты проведенной экспертизы, содержащей положительное заключение, указывает на отсутствие негативного воздействия для окружающей среды, что исключает обоснованность доводов прокурора о наличии негативного воздействия на окружающую среду и тем самым наличия нарушенного права неопределенного круга лиц.
Доказательств обратного, прокурор суду не предоставил.
Доводы прокурора о незаконности добычи охотничьих ресурсов, в частности кабана, на территории заказников регионального значения, и соответственно наличия нарушения закона при проведении экологической экспертизы, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут быть признаны обоснованными.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 N 209-ФЗ " Об охоте ... " определено, что любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Следовательно, на территории заказников допускается хозяйственная деятельность, но она не должна противоречить целям их создания или причинять вред природным комплексам и их компонентам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что задачи и особенности режима конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшем решение о создании этого государственного природного заказника.
Согласно схеме особо охраняемых природных территорий Удмуртской Республики, утвержденной постановлением Правительства УР от 18 декабря 1995 N377 (в редакции постановления Правительства УР от 5 сентября 2011 N313), Положению о государственных охотничьих заказниках Удмуртской Республики, утвержденному постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 9 сентября 1983 N264 (в редакции от 24 июня 2002 N565), по состоянию на 23 мая 2013 на территории Удмуртской Республики создано 11 государственных охотничьих заказников: Валамазский бобровый заказник (Селтинский и Красногорский районы); Казанский комплексный заказник Кизнерский, Вавожский, Можгинский районы); Кепский комплексный заказник (Балезинский район),Кулигинский бобровый заказник (Кезский район), Лумпунский бобровый заказник (Сюмсинский район), Областновский комплексный заказник (Увинский район), Пестеринский бобровый заказник (Красногорский район), заказник Потерянный ключ (Якшур-Бодьинский район), Салинский комплексный заказник (Игринский, Красногорский районы), Северный комплексный заказник (Глазовский, Ярский районы), Чекеровский комплексный заказник (Якшур-Бодьинский район).
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственных охотничьих заказниках Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 9 сентября 1983 N264, режим государственных охотничьих заказников допускает добычу отдельных видов охотничьих ресурсов по именным разовым лицензиям.
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 209-ФЗ на особо охраняемых природных территориях осуществляется природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Следовательно, на территории заказников допускается добыча охотничьих ресурсов, но она не должна противоречить целям их создания или причинять вред природным комплексам и их компонентам.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на спортивную или любительскую охоту на территории региональных заказников, где данный режим установлен положением о государственных природных заказниках регионального значения.
Статьей 12 Федерального закона N 209 установлено, что в соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты: промысловая охота; любительская и спортивная охота; охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов; охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания; охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).
Приказ N 228 от 29 июня 2010 года определяет порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесение в него изменений.
При этом, согласно тексту указанного документа, определен порядок утверждения лимитов (квот, объемов) в закрепленных охотничьих угодьях, общедоступных охотничьих угодьях, а также на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
Отсутствие в указанном документе ссылки на порядок определения лимитов (квот, объемов) на особо охраняемых природных территориях (Далее - ООПТ, охраняемые территории), не может безусловно относить данные территории к территориям в которых допускается лишь осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, в соответствии с Приказом N 228 и соответственно устанавливает запрет осуществления любительской и спортивной охоты на указанных территориях.
В данном случае необходим анализ всей нормативно - правовой базы, регулирующей отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий.
В свою очередь проанализированные выше нормы Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, Федерального закона от 14 марта 1995 года N 209-ФЗ допускают осуществление любительской и спортивной охоты на территориях региональных заказников в зависимости от цели их создания, которые определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как указано выше на территории заказников Удмуртской Республики в соответствии с Положением о заказниках, утвержденном Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 9 сентября 1983 г. N 264 ( в ред. Постановления Правительства УР от 24 июня 2002 года N 565) допускается добыча охотничьих ресурсов.
Доводы заявителя о том, что в Положении о государственных заказниках Удмуртской Республик не установлены случаи и основания, при которых допускается осуществлять охоту на их территориях, поскольку в нормативно правовые акты, предусматривающие основания и порядок выдачи лицензий внесены изменения в частности слово "лицензия" заменено на слово "разрешение", а Приказ Минсельхоза РФ от 4 января 2001 N3 "Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" утратил силу с 4 июля 2010 года (приказ Минсельхоза РФ от 3 июня 2010 N184) также не могут быть признаны состоятельными.
Действительно, в настоящее время именные разовые лицензии не выдаются. Вместо выдачи лицензий предусмотрена выдача разрешений на добычу объектов животного мира. Отныне пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешенные, а не указанные в лицензии виды пользования животным миром.
Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешений определены в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2010 года N 121.
В данном случае положение о государственных охотничьих заказниках Удмуртской Республики требует приведение в соответствии с действующим законодательством в части замены понятий, при этом оно не препятствует осуществлять выдачу разрешений в соответствии с действующим законодательством и не указывает на незаконность заключения экологической экспертизы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции, что заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта нормативно-технической документации "Обосновывающие материалы по дополнительным квотам на добычу кабана в Удмуртской республике на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения", утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 10 декабря 2012 года N14-э, принято и утверждено в пределах полномочий органа государственной власти с соблюдением установленного порядка его принятия, содержание оспариваемого заключения и приказа соответствует требованиям действующего законодательства, что, в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, является основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявления.
Ко всему прочему следует отметить, что целью проведения было определение возможного негативного воздействия на окружающую среду деятельностью связанной с добычей охотничьих ресурсов за определенный период. Положительное заключение указывает на отсутствие негативного воздействия на окружающую среду, а не указывает на незаконность ее проведения, тем более связанную с нарушением сроков установленных приказом N 228, регулирующим отношения связанные с порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, а не отношения связанные с проведением экспертизы, которые урегулированы Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
При таких обстоятельствах, коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционного представления не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска УР от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Полушкин
Судьи Р.Р. Ахкямов
А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.