Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Коробейниковой Л.Н.,
судей Глуховой И.Л., Шаровой Т.В.,
при секретаре Ланшаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 29 июля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "данные изъяты" Удмуртской Республики на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 16 мая 2013 года, которым
исковые требования КОВ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) "данные изъяты" Удмуртской Республики удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) "данные изъяты" Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "данные изъяты" Удмуртской Республики возложена обязанность включить в стаж работы КОВ, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включить периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 13.03.2001 года по 09.04.2001 года, с 16.04.2007 года по 20.04.2007 года, с 14.05.2007 года по 18.05.2007 года, с 16.02.2012 года по 10.02.2012 года и с 27.02.2012 года по 02.03.2012 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, включить периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 01.11.1994 года по 09.03.1995 года и в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев, а также период работы медицинской сестрой палатной хирургического отделения стационара МУЗ " "данные изъяты" больница" с 22.08.1990 года по 31.10.1994 года и с 12.05.1996 года по 31.10.1999 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, дополнительно в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "данные изъяты" Удмуртской Республики возложена обязанность досрочно назначить и выплатить КОВ трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня возникновения права на данную пенсию - с ДД.ММ.ГГГГ.
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) "данные изъяты" Удмуртской Республики в пользу КОВ взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей и расходы по оплате услуг по оформлению доверенности в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя КОВ по доверенности СТС, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КОВ обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "данные изъяты" Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что решением Управления N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность, в связи с недостаточностью стажа. Истица считает, что периоды её работы с 22.08.1990г. по 31.10.1994г., с 12.05.1996г. по 31.10.1999г. медсестрой хирургического отделения стационара МУЗ " "данные изъяты"" дополнительно подлежали включению в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) как работа в сельской местности. Также полагает, что период отпуска по беременности и родам с 01.11.1994г. по 09.03.1995г., предоставленный в период ее работы медсестрой хирургического отделения стационара в сельской местности, подлежал зачёту в льготном исчислении одновременно как 1 год за 1 год и 3 месяца и как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Также ответчик необоснованно исключил из подсчёта стажа лечебной деятельности периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 13.03.2001г. по 09.04.2001г., с 16.04.2007г. по 20.04.2007г., с 14.05.2007г. по 18.05.2007г., с 16.02.2012г. по 10.02.2012г. и с 27.02.2012г. по 02.03.2012г. Поэтому истица просила признать незаконным вышеуказанное решение Управления N от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения за её назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и взыскать судебные расходы.
По заявлению КОВ в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца КЛА данные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Управления ДМА исковые требования не признала, ссылаясь на законность принятого Управлением решения ввиду отсутствия правовых оснований для зачёта спорных периодов в стаж истицы в льготном исчислении.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в иске. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права. Указывает на отсутствие оснований для включения в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в указанный период истица трудовые функции не выполняла. Полагает, что по аналогичному основанию и периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, как не являющиеся периодами работы, подлежат зачёту в стаж не в льготном, а в календарном исчислении. Указывает на невозможность применения двух льгот при исчислении стажа работы медицинской сестрой хирургического отделения стационара в сельской местности.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено судом и следует из материалов дела, КОВ ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". По данному обращению Управлением принято решение N 9783 от 11.03.2013г. об отказе в установлении пенсии в связи с недостаточностью требуемого стажа лечебной деятельности. При этом в медицинский стаж работы в сельской местности истице Управлением зачтено 24 года 02 месяца 19 дней.
Ответчиком оспаривается правильность исчисления судом периодов работы истицы с 22.08.1990г. по 31.10.1994г., с 12.05.1996г. по 31.10.1999г. в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара МУЗ " "данные изъяты"".
Суд, с учётом Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464, зачёл данные периоды как работу в сельской местности из расчёта 1 год за 1 год и 3 месяца, а также как работу в должности среднего медицинского персонала в хирургическом отделении стационара из расчёта 1 год за 1 год 6 месяцев. Управление же полагает, что льготное исчисление стажа возможно только по одному основанию, поэтому данный период подлежит зачёту в стаж только с применением правил абзаца 3 пункта 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464, исходя из расчёта 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Судебная коллегия находит данные доводы ответчика необоснованными.
Абзацем 2 пункта 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464, действовавшего в спорный период, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца. Кроме того, в абзаце 3 пункта 2 указанного Постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Суд обоснованно зачёл спорные периоды работы медицинской сестрой хирургического отделения стационара МУЗ " "данные изъяты"" с применением обеих вышеуказанных льгот, учитывая, что само Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464 не исключает возможность их одновременного применения. Оснований для пересмотра этих выводов суда первой инстанции коллегия не находит.
Кроме того, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 01.11.1994г. по 09.03.1995г., предоставленные в период работы истицы в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара МУЗ " "данные изъяты"", включены Управлением ответчиком в медицинский стаж в календарном исчислении.
Ответчик со ссылкой на п.5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516, указывает на возможность зачёта в стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам лишь в календарном исчислении.
Ответчик также оспаривает возможность зачёта в стаж в льготном исчислении периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 01.11.1994г. по 09.03.1995г.
Суд правомерно признал эти доводы необоснованными.
Поскольку основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, его оплата производится через пособие по государственному социальному страхованию, основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, суд пришёл к правильному выводу о том, что период нахождения в отпуске по беременности и родам - это период временной нетрудоспособности, что является гарантией сохранения трудовых отношений с работником. При этом указанные периоды нетрудоспособности подлежат включению в том же порядке, как и периоды самой работы. Поэтому в соответствии с п.2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464 суд обоснованно зачёл данные спорный период нахождения в отпуске по беременности и родам, имевший место до 01.11.1999г., в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) аналогично периодам работы, в течение которых данный отпуск был предоставлен.
Также суд правомерно признал несостоятельными доводы ответчика об отсутствии оснований включения в подсчет стажа периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 24.03.1997г. по 04.04.1997г. и с 04.03.2002г. по 30.03.2002г.
Курсы повышения квалификации судом обоснованно включены в медицинский стаж на основании ст.112 КЗоТ РСФСР, ст.187 ТК РФ, поскольку за работником в указанный период сохранялось как место работы, так и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09.08.2001г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовой пенсии в РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002г. и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 N 781, отсутствуют.
Поскольку с учётом подлежащих зачёту в указанном льготном порядке спорных периодов стаж лечебной деятельности истицы в учреждениях здравоохранения в сельской местности на дату обращения за назначением пенсии ( ДД.ММ.ГГГГ) составил более 25 лет, суд обоснованно удовлетворил требования истицы о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", начиная с даты обращения за назначением пенсии.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на примененные судом нормы материального права. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "данные изъяты" Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.